Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2020 г. 20:10

165

3

Баронессу Эмму (Эммуску) Орци помнят и в наше время, особенно те, кто пишут критические книги и статьи о детективе, да и российские издатели побаловали её произведениями русскоязычного читателя. Я обратился к ней после напоминания в книге Джулиана Симонза «Кровавое убийство», где он отметил оригинальность её подхода к образу детектива, и нашёл его комментарии к её рассказам довольно точными. Трудно предположить, как это читалось в начале прошлого века, да и мои замечания, как человека, склонного к классическому детективу, могут показаться wide off the mark, but here they are for what they are worth. Читается Орци неплохо, во многом благодаря тому, что подаёт информацию без ненужных деталей (так и хочется съязвить, что в руках современного писателя такой сборник был бы раз в пять толще); рассказы построены по единому принципу «преступление – сбивающие с толку показания – развязка». Что касается загадок, они просты, как приключения инспектора Варнике, и разгадываются, как щёлкаются семечки. Как пишет Симонз: «Тем не менее, слишком часто они (рассказы) зависят от столь неэффективной работы полиции, что по сравнению Лестрейд выглядит просто гением». Действительно, практически во всех историях делается расчёт на невнимательность читателя, и есть сомнения, что полиция допустила бы такие промашки даже в 1900-х годах. Что, кстати, значительно подрывает самомнение Старика, а также делает нелепыми его предположения о том, что британские политики могут пожелать впустить в свой круг за искусно совершённое преступление. Так и получилось, что сейчас этот сборник можно посоветовать лишь в качестве разгадывания криминальных загадок для развлечения в транспорте.

Информация с сайта Джимми Уэйлза, отсутствующая на русском языке:
Пытаясь заработать деньги на содержание семьи, баронесса Орци начала серию из шести детективных рассказов с участием Старика в углу в 1901 году. Тогда журналистка, общавшаяся со Стариком, ещё не имела имени. Рассказы пользовались популярностью, и в следующем году вышли ещё семь рассказов этой же серии. Они и явились основой для сборника, выпущенного книгой в 1909 году, для чего были переписаны от третьего лица журналистки, получившей имя Полли Бертон. Хотя к тому времени в 1905 году в книжном формате уже вышел сборник новых рассказов, в которых Старик уже идентифицирован как Билл Оуэн на основании предыдущей истории и вполне может быть сам убийцей из-за денег, которые проедает у читателей на глазах.