Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

25 октября 2020 г. 18:09

372

5 Побыть наедине с собой

Кто я? Куда я иду? Чего я хочу? Что мне делать дальше… Три юных героини повести Патрика Модиано задаются этими вопросами. Эти вопросы волнуют, тревожат и выбивают почву из-под ног. И можно сбежать в Париж, сбежать из пансиона или вернуться во Францию из другой страны, можно бежать далеко-далеко, сколько есть сил, но от себя не убежишь. Мучительные поиски ответов. Одиночество среди толпы. Три девушки, безымянные, неизвестные, вырванные из родной среды, остаются один на один с этими вопросами.

Найдут ли они ответы? Узнает ли читатель о них? И каким же должен быть правильный ответ? Патрик Модиано, как никто другой, умеет держать читателя в неизвестности.

История первая. Сбежав из Лиона в Париж, без денег, без образования и связей, она оказывается в квартире у знакомой, она целыми днями гуляет одна по городу, а в кармане сжимает листок с адресом, боясь потерять. Она смутно понимает, что дальше надо найти работу. Но какую? Где? Кем? У нее пока нет готовых ответов, и она просто тайком исчезает, растворяется в городской толпе. До тех самых пор, пока…

История вторая. 14, 15, 16, 17 лет. Четыре года из жизни девочки, точнее девушки, потому что героиня второй истории выглядит гораздо старше своих лет, и все, кому она говорит о возрасте не верят, что она так молода. Ей дают 20-21. А некоторые еще и приговаривают «Да, далеко пойдешь». Она не понимает, что это значит. Куда она пойдет? Почему она? Что в ее внешности наталкивает этих людей на подобные слова? Пока она никуда не идет. Ее жизнь словно заперта в каком-то замкнутом пространстве. И она никак не может отыскать дверей…

История третья. Ей 19. Она приехала из Лондона в Париж, чтобы присмотреть за квартирой своего знакомого. Работы у нее нет, знакомых во Франции не осталось, вот и планов, что дальше делать тоже нет. Поэтому она согласилась. По утрам ее будил странный цокот копыт, она не понимала откуда в Париже столько лошадей! А дни были заполнены знакомыми маршрутами, кафе, прогулка, книги. Одиночество с большой буквы. Одиночество такое, что она выучила наизусть незнакомый номер телефона женщины, которая однажды позвонила хозяину квартиры. Может быть, позвонить ей? Она совсем не знает куда себя деть. И этот цокот. Надо узнать, наконец, откуда эти лошади…

Даже если бы я читала эту книгу без обложки, не зная кто автор и каково название, я бы сразу и безошибочно угадала – Франция. В этой книге угадывается флер Франсуазы Саган, что-то неизбывное от Марселя Пруста (не зря Модиано сравнивают с ним!), обособленность Камю и еще тысячи имен, нечто такое, что присуще именно французской литературе. Эта атмосфера обволакивает, наводит туман, заворачивает вас в кокон одиночества. Но не горького, не острого и не режущего вашу душу. А такого естественного, загадочного со стороны, вашего личного одиночества. Три истории, без начала и без конца, услышанные мимоходом, вырванные из контекста – прямо как и задумывал автор, он так и рассказал в интервью – «Мне хотелось создать у читателя впечатление, будто он каждый раз слышит голос по радио – кто-то рассказывает случай из своей жизни, и вдруг передача прерывается или голос заглушают помехи. И тщетно слушатель будет крутить ручки приемника – ему уже не удастся снова настроиться на нужную волну и узнать продолжение истории». Мне очень понравилась сама идея и её необычное воплощение. Я открываю для себя этого писателя и постепенно вхожу во вкус. Я хочу посоветовать его всем, кто любит французскую литературу.

Книга, которую стоит прочесть, чтобы побыть наедине с собой.

Это рецензия из моего жж