Больше рецензий

24 октября 2020 г. 12:00

383

4 Во времена сновидений пустыня была безлюдна

Native Spirit — Earth Song

Белый не видит снов, он идет другим путем.
Белый, он идет иначе, он идет своей дорогой.

Вслед за автором читатель пройдёт по дорогам, опоясывающим земной шар. Здесь бескрайние пустыни и прерии; крошечные острова, затерянные в океане; целые континенты, превращённые в храмы, — и их обитатели. Столь непохожие друг на друга племена и народы, «придающие звукам и снам, духам и ландшафтам большее значение», чем мы, люди иного склада ума, привыкшие во всём видеть причинно-следственную связь и чётко разграничивать понятия пространства и времени.

Цитата приведённая в самом начале, лучше всего передаёт суть, хотя слова австралийского аборигена, некогда описавшего разницу мировосприятия местных жителей и белых колонистов, теряют долю очарования при переводе на русский язык. Английский вариант, несмотря на допущенные грамматические ошибки, более поэтичен.

White man got no dreaming.
Him go ‘nother way.
White man, him go different,
Him got road belong himself.

Что радует, так это подход автора, которому удалось не только уместить обширный пласт теории на страницах небольшой по объёму книги, но и уделить внимание деталям. Подстрочные сноски и пояснения, ссылки на источники — как русскоязычные, так и опубликованные за рубежом, преимущественно на английском — расширяют материал, позволяя окунуться в заинтересовавший вопрос детальнее.

Всего книга насчитывает пять глав, посвящённых тому или иному региону — истории, культуре и, конечно же, условиям окружающей среды, влияющим на развитие местных религий.

Первая глава — самая интересная, на мой взгляд — расскажет о «тропах песен» австралийцев, их мифах и одновременно маршрутах, чьи линии были нарушены с приходом колониальной эпохи, и целый материк оказался «разбужен».

Songlines, тропы песен, «снящиеся» пути австралийцев — один из самых необычных религиозных образов на планете: наверное, нигде больше люди не представляли свой континент как непрерывный хорал и при этом вневременное сновидение.

Вторая глава откроет тайны африканских койсанов, что молятся богу-богомолу Цагну и не теряют присутствия духа даже в самых тяжёлых условиях. А ещё вы наконец поймёте, почему Заяц плохой, а Луна была права. Третий раздел посвящён верованиям полинезийцев и даёт ответ на вопрос о том, что на самом деле случилось с капитаном Куком на Гавайях, в то время как четвёртый — поведает о Пляске Солнца североамериканских индейцев, в чьих преданиях есть собственный «Орфей», отправившийся в царство мёртвых.

Наконец, пятая и заключительная глава затрагивает проблемы мировых религий: их эволюцию и влияние на экологическое состояние планеты, — оставляя напоследок важную мысль.

Теперь, когда мы догадались о том, что окружающая среда хрупче, чем кажется, перед религиями встают новые цели. Они должны научить нас осторожности. Бережности. Должны подать пример равенства, а не иерархии, учить любить живое, а не подчинять его.

Книга прочитана в рамках игр «KillWish» (тур №6), «Книжная полка» (тур №69), «Волшебная гора» и флешмоба «Нон-фикшн» (тур №82)