Больше рецензий

24 октября 2020 г. 10:27

741

2 Одна комета, 8 миллиардов жизней и вечный пепел

В эту историю автор намешал, кажется, всего, что вообще знал: и чувство хаоса,
достаточно остро ощущавшееся на первых страницах книги,
и безответную любовь, которая, как оказалось потом, таковой не являлась, и
секс без презервативов, потому что их отсутствие уже "не играет никакой роли" (как, собственно, почти всё не играет никакой роли в этой истории),
и наркотическую зависимость, стеклянные глаза, спорт и друзей-геев, подруг-лесбиянок,
и приобщение к церкви, по устоям похожей на какую-то секту, и онкологию одной из главных героинь, и два слова о череде самоубийств... А на фоне всего этого
автор пустил красную детективную ниточку, за которую упрямо просил
цепляться читателя, потому как, видимо, понимал, что без неё
читатель может заблудиться в дебрях и отбросить книгу в сторону или выбросить её в окошко. И да! Нигде в этой книге вы не встретите пометку 18+, а потому её могут продавать и 10-летним детям.

Итак, по порядку. Я очень придирчива к содержанию книг, поэтому пройдусь по всему, и именно поэтому моя рецензия просто нереальна без спойлеров.

У нас есть три главных героя: Тильда, Симон, Люсинда.
Им 17.
Тильда и Люсинда бывшие лучшие подруги,
кажется, по истине одержимые плаванием.
Симон — парень с бритой головой, тусовщик,
бездельник, нытик, а ещё и клаустрофоб. Правда, к чему было
написано, что он клаустрофоб не ясно...
Это как однажды автором упомянуто, так моментально
автором и забыто. Возможно, это была попытка описать чувство паники Симона в нужный момент. Ну да ладно.
На первых же страницах в хаосе и беспорядке Симон мчится к Тильде через полгорода, чтобы...
Заняться с ней сексом? Я так и не поняла, было ли это целью или
гормон взыграл неожиданно.
Кстати, он поехал на автомобиле без прав. Мало того. Автор даже не удосужился уточнить,
садился ли Симон за руль раньше, учился ли водить...

Этот паренек всё время мямлит про любовь к Тильде, только, как и в чём любовь проявляется, тоже
не особо-то и понятно: эмоциональные переживания на фоне расставания с ней весьма картонны — по началу он
лишь напивается, и пытается по пьяни совокупиться с неизвестной блондинкой,
представляя на её месте Тильду. Помимо этого Симон наблюдает как кто-то занимается сексом, и это описано в духе: «какая-то девка скачет на потном парне» — никакой вам эротической составляющей, которая завлекала бы вас к прочтению подобных моментов.
Ах, да. Неоднократно уточнённое Матсом о Симоне, а значит, существенно раскрывающее его личность —
когда Симон смеётся, он фыркает как свинья.

Тильда — девушка, предавшаяся очевидному распутству (автор не раз упомянет о большом количестве парней Тильды),
лишь потому, что она никого не хотела знать, и ей хотелось попробовать буквально всё. Она отшила Симона
и хотела сделать так, чтобы тот потерял ну прямо-таки любую надежду
на возобновление их отношений, а на самом деле, внимание, она его любит, любит, как и прежде;
как и прежде, он лучший из всех...
Я читала и задавала вопрос Тильде вслух: "тебе, деточка, случайно катком по мозгу не проехали? Или это у подростков норма?"

Люсинда. Неуверенная в себе девушка. Это не порок. Однако она настолько не уверена ни в себе,
ни во вкусе жизни, что не желала бороться с раком, даже когда новости о комете не было.
Одновременно она, кажется, рассуждала о чём-то высоком, но и скатывалась до
самого животного инстинкта раздвинуть ноги перед кем угодно - её очень коробила мысль, что она
всё ещё девственница. Она сидела в группах
"Мы не хотим умирать девственницами" и в какой-то группе по поиску секс-партнёров в социальной сети.
Окей, пусть так, всё же именно благодаря Люсинде, а вернее, её настойчивости, раскроется
та тайна, которую Матс протаскивал всю книгу сквозь наркотики, пьянки, вечеринки, секс, неуверенность и нытьё, вплоть до последних страниц.

На 83-ей странице (о чём, уж простите, не могу не сказать, не могу не прервать саму себя и не отвлечься, потому как я ухахатывалась до слёз)
читателя внезапно настигают кровавые мотивы:

"...Я бросаю взгляд в сторону водяной горки. Когда я был маленьким, Эмма рассказывала мне,
что её закрыли, поскольку кто-то воткнул там бритвенные лезвия и они разрезали на ленточки всех,
кто съезжал по ней. "Родители стояли и ждали своих детей... И сначала появлялась кровь... А потом ошмётки тел"

Далее герой пытается понять: вымысел это, рассказанный ему его сестрой или правда.
Я не знаю, к чему опять же это было упомянуто автором, но попытаюсь его оправдать: возможно,
проходя мимо каких-либо городских мест, из-за стресса от осознания скорой гибели, Симон невольно вспоминал всё подряд,
что только было связано с местом, которое попадалось на глаза.
Но странности, глупости и комичности этого эпизода это никак не убавляет (лично для меня)

Помимо всего прочего, Страндбергу плохо удаются попытки вторгнуться в сознание горячо верующего человека: попытки весьма жалки,
так как основаны, похоже, лишь на поверхностном понимании автора
сути поведения таких людей. Кто ещё не знает, что люди, представляющие те или иные религиозные общины,
ходят по домам, стучатся в двери, раздают листовки на улицах с изображениями Иисуса и пытаются обернуть в свою веру страстными речами о Боге,
и, конечно, всегда улыбаются?
Это настолько шаблонное описание, что не было бы лишним добавить: "я где-то слышал, что..."
А все иные рассуждения героев о Боге тоже, увы, слабы и неубедительны.

А вот, кажется, и наступил долгожданный момент глубокомыслия:

"Репортер идёт по широкой улице Лас-Вегаса. Горят неоновые вывески, все казино закрыты,
но американцы непрерывным потоком пребывают сюда, чтобы играть свадьбы"

На этом месте меня обволакивает романтика: я складываю ладони лодочкой, устремляю взгляд на небо в розовых мечтах о любви до гроба. Ну что может быть
романтичнее, если не то что твой любимый человек хочет провести остаток жизни именно с тобой, да ещё и под звуки Мендельсона?
Но через секунду мои хрустальные замки рушатся от удара молотом пошлой реальности:

"...Главным образом молодые пары, которые хотели бы заниматься сексом, не живя в грехе"

Как же низко ты летаешь, Матс. Вроде взлетаешь, воробушек, высоко, а крылья, оказывается, каждый раз подрезаны.

А хотите ещё про любовь?
Матс натягивал нить преступления всю книгу так усердно, что не постеснялся
обвинить Симона в убийстве. В этом Симона обвиняли почти все друзья
и даже малознакомые люди. Автор набросил обвинения на мальчика так яростно,
что, казалось, других версий произошедшего не существовало. Как и другого
убийцы. И здесь Симон показывает, насколько предан любимой Тильде: он
проклинает её. Он рвётся найти преступника лишь для того, чтобы всем доказать,
что он ни в чем не виновен. Нет, что вы... Не из любви к Тильде, не в цели, может быть,
отомстить за неё, а только для того, чтобы его не заплёвывали обвинениями,
только для того, чтобы друзья его не бросили.
Но самое забавное из всего этого то, что в конце концов читатель узнаёт, что
убийства... Не было.

С одной стороны я, как читатель, должна испытать облегчение: никто никого не убивал!
Но с другой стороны я почувствовала себя обманутой и задалась вопросом: "а зачем я вообще это читала?"
Единственное,
из-за чего я не откинула эту книгу, это желание узнать, кто же этот чёртов душегуб.
И снова спойлер, сопряжённый с моим мнением: версия убийства тогда просто притянута за уши ради детективной линии, ведь всякая мед.экспертиза
должна была выявить, что повреждения на трупе получены вследствие обыкновенного падения с высоты своего роста...
Врач установил, что был проломлен затылок. Ну, здрасти вам. Почему автор рассматривает только версию убийства?..
Зачем прорабатывать эту сюжетную линию? Зачем прописывать такие нюансы? Зачем продумывать версии? Ведь всё равно все погибнут,
и расследовать случившееся уже просто бессмысленно - в этом опять же уверяет читателя уважаемый Матс.

Так же, Матс не забывает почти на каждой странице напоминать читателю, что всё скоро исчезнет, что все умрут, что всё превратится в пепел,
и это нельзя предотвратить! На обратной стороне обложки Матс утверждает:
"Я хотел создать героя, который настолько поглощён своей личной трагедией, что не замечает надвигающейся на мир катастрофы"
Где же? Симон, как ванька-встанька напоминает сам себе, что всё скоро исчезнет; и трава, на которой он стоит, и та же водяная горка, и Бомбом, его пёс, и две его мамы,
и Люсинда, и он сам... Ну я даже предполагать не берусь, читая эти строки, замечает ли он надвигающуюся на мир катастрофу?..

Я могу попытаться увидеть во всей этой истории какой-то большой, глубокий смысл, но...
Единственные три относительно глубокие мысли, встретившиеся мне на протяжении всей книги -
это страх хоронить собственных детей, позднее осознание героями факта отвратительной экологии, которую испортили они сами,
и понимание главного героя, что нужно сорвать маску с лица, и говорить, что чувствуешь.
Но у каждого свои приоритеты в жизни, и у данных подростков они довольно-таки невысоки:
один хотел пробыть последние дни с девушкой, которая всячески отрекалась от него, наркоманила и распутствовала;
у второй была цель плюнуть на всё, кайфовать на всю катушку, а значит, пить, курить травку, трахаться и, наконец,
доказать всем, что она не такая хорошая девочка, какой кажется на первый взгляд;
третья ничего не хочет, ни к чему особо не стремится, лишь пишет письма в космос.
И только Эмма, сестра Симона, вроде как показывает какой нужно быть: она оптимистка,
она строит планы и говорит своему брату:

"Я не могу перестать строить планы из-за какой-то чёртовой кометы. …Мы ведь не можем просто перестать жить. Мы же ещё не умерли"

Из общего: книга наполнена опечатками, грамматическими и очевидными пунктуационными ошибками. Автор
практически не использовал в тексте ни метафор, ни сравнений, ни эпитетов... Самое запомнившееся мне сравнение — это сравнение
зонта с параболической антенной. Автор даже практически не использовал синонимов: его герои и животные друг на друга
всегда только таращились. На этом всё. Сделайте вывод, насколько насыщен текст. Единственный плюс — это отсутствие мата в книге.
Лишь однажды Симон кого-то называет "трусливым хреном", а девушка Тильду "чёртовой шлюхой".

На заключительных страницах книги Матс рассказывает о мессе, которую организовала одна из матерей Симона — священница в церкви. И на этом всё.
Симон жадно глотает воздух и на этом повествование обрывается. Вроде бы конец есть, но в то же время мне чего-то не хватило...
Наверное, заключения от самого автора. Даже и не знаю. Осталась какая-то недосказанность.
Наверное, весело и просто писать книгу с таким сюжетом, которым потом можно оправдать сырость и недоработку отдельных сюжетных линий...

Наверняка тому, кто не будет выискивать глубокий посыл в каждом предложении, эта история понравится. Но ясная и благородная мысль
здесь, иногда проблескивая, тонет в болоте низкопробных стремлений главных героев.
2.