Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 октября 2020 г. 11:17

592

3.5 Пранкеры девятнадцатого века и другие способы самовыражения в век невысоких технологий

Если бы интернет начал свое победное шествие в эпоху Наполеона, то все те лица, помещенные в сей труд стали бы звездами Тик-тока, челленджей и пранков, и еще не ясно кто бы из них был максимально популярен. Сколько же чудаков и желающих выделится из толпы (или повести толпу за собой в попытке быть необычнее всех, "смешнее" всех или остроумнее и находчивей) населяет эту книгу! И знаете, приходит осознание, что современное общество мало что открыло в этом направлении. Отсюда пестрящие в сети определения, что пранк - тренд современности могут вызывать только улыбку.

Пранк и пранкеры — это тренд нового века. Используемая в русской речи лексема «пранк» – это калька с английского слова prank. В свою очередь, с языка-источника оно переводится как «шалость, выходка, розыгрыш, шутка, проказа».

Да, дорогие мои, стоит почитать Пыляева, и убеждаешься, что оригиналы века девятнадцатого по безголовости, безбашенности, риску или креативности на пару голов выше современных "звезд сетей". Не сказать, что это смешно, но что поразительно - точно. Тетушка Шиза в гостях у персоналий этой книги жила на ПМЖ.... Единственная разница - не было возможности это транслировать через технологии, но с этим успешно справлялись светские люди и такие товарищи, как Пыляев. А скетчей, кривляний и реакций разнообразных российских личностей периода двухсотлетней давности в тексте немало.

«Тик Ток» – популярный интернет-сервис, ориентированный на формат коротких видео-роликов,(комедийные скетчи, кривляния, танцы под музыку, реакции на тренды, видео-анекдоты) длиной в 10-15 секунд.

Теперь о подаче материала. В предисловии много интересных фактов, в том числе - предыдущие книги автора редактировал и отслеживал Лесков, и поэтому они стройны и радуют прекрасной стилистикой и качеством русского языка. Эта книга вышла после смерти Лескова, поэтому в основном - в авторской редакции. Нет в ней стройности, "смешались в кучу кони, люди", истинные заметки на салфетках, текст выдается бесконечным потоком сплетен и воспоминаний. С одной стороны отлично чувствуешь бурлящую настоящесть той эпохи, с другой стороны - бессюжетно и с массой неточностей (что видно по комментариям редакторов и ссылкам, и снижает в целом ценность сведений текста). Сам автор родился в 1842 году, и истории о 20-30х годах конечно подает со слов (это если б я писала исторические сплетни об эпохе Брежнева...), но занимательно и с "огоньком". Начинаешь немного иначе смотреть на "офицерскую удаль", "женские штучки" и "графские причуды" из мира высокой литературы (от вполне безобидных, забавных или даже по современным меркам - нормальных, из серии "ничего такого не произошло", до жестоких и несовместимых с честью, жизнью, достоинством, опасных для окружающих). Кстати, стоит обратить внимание как само общество относилось к тем или иным "закидонам", что считалось бесчестным, а что - шиком, - не всегда сие совпадает с современными взглядами. Не все присутствующие в книге люди широко известны, но в истории и обществе того периода свою значимую роль сыграли несомненно. В общем, если хотите ощутить себя в "салоне светской львицы" двести лет назад, когда ты будто бы вернулся из далекого путешествия, и на тебя вываливается цельный ворох сплетен, анекдотов, историй и подробностей разного рода чудачеств - милости просим под форзац данной книги.

Прочитано в рамках Игры в классики, а также на просторах Школьной вселенной