Больше рецензий

21 октября 2020 г. 11:21

2K

4 "... С чистенькими ручками революции делать нельзя..."

"... - Поймите, у народа сердца золотые, вот только умы не просветленные.
- Так может народу сначала надо было умы просветлять, а потом уже революцию делать?
к/ф "Тем, кто остается жить"

Крым может ассоциироваться со множеством вещей. Например, с Ай-Петри, с Ласточкиным гнездом и Массандровским дворцом. Или с виноградниками, кипарисами, галькой и многокилометровыми горными серпантинами. А вот с чем Крым у меня никогда не ассоциировался - так это с гражданской войной и революцией начала ХХ века. Эти события для меня прочно связаны с Петроградом или Москвой, но никак не с солнечным полуостровом. Как будто есть на свете места (и Крым одно из них), где вещам вроде войн, мятежей, переворотов и тому подобного не место. Во время чтения картинка с воспоминаниями о Крыме в моей голове и те образы, которые рисовал мне сюжет, никак не хотели склеиться во что-то единое. Сплошной когнитивный диссонанс, при котором я буквально насильно связывала в своем воображении эти разнополюсные ипостаси полуострова.

Первая мысль, которая пришла мне на ум как только я взялась за чтение этой книги, была легендарная фраза легендарной Лии Ахеджаковой из кинофильма "Москва слезам не верит", где она утверждала, что интеллигенция всегда первой попадает под удар. В центре этой повести семья Саргановых - воспитанные, образованные, думающие и понимающие. И оттого не испытывающие никакого восторга и воодушевления от грядущих перемен. Что белые, что красные - все они одним миром мазаны. И оттого еще грустнее и печальнее наблюдать за тем, как рушится привычный мир, как у друзей и знакомых срывает крышу от вседозволенности и вкуса власти, как люди сатанеют и теряют все человеческое... Может и хотелось бы профессору с женой и дочкой Катей поддаться всеобщей эйфории - но видят они чуть больше, понимают чуть глубже, прогнозируют чуть дальше... Воистину горе от ума. Мир наших героев разделился на тех, кто готов приспособиться к ситуации, прогнуться перед любой новопришедшей властью и работать на нее, и на тех, кто предпочитает пулю в лоб, но стоять насмерть за свои идеалы и убеждения... В книге прекрасно показаны слабость и сила и тех, и других... И что самое замечательное - автор ни на кого не нападает и никого не защищает. Он просто рассказчик, а не судья... Но уже одно то, что он уравнял красных и белых, сделало книгу в глазах советских чиновников литературной парией и надолго повлекло "отлучение" от библиотечных фондов...

Безумно интересно наблюдать за тем, как разные люди воспринимают грядущие перемены. Кто-то видит в них свой шанс - например, пробиться наверх или сколотить капитал. Эта категория людей не пропадет нигде! Они выберутся из любой передряги и все сумеют обратить себе на пользу. Классический пример в повести - это певец Белозеров. А кто-то как, например, Уляша по скудости ума вообще слабо понимает, что происходит вокруг - для нее "большевизм - это просто грабить богатые дачи". И сколько всего должно произойти, чтобы эта категория поняла, что революция - это не только грабежи и разбои... Сколько смотришь на различные примеры революций в истории, столько и убеждаешься, что любой государственный переворот - это в первую очередь способ прийти к власти различным маргиналам, социопатам и преступникам. Кого только не поднимали до небес с социального дна мятежи и восстания! Где были бы махновцы, Искандер, Зайдберг и иже с ними, если бы не революция? А так уважаемые, нужные люди, при деле...

Мне немножко не хватило самой истории профессорской семьи. Автор несколько раз упоминает отдельные эпизоды из жизни Саргановых - то конфликт Ивана Ильича с царскими властями и последующие сибирские ссылки, то разлад с дочкой Верой и племянником на почве различных политических взглядов, то Катины аресты еще при жандармах. Эта недосказанность создает ощущение, что у тебя в руках есть горстка пазлов, но собрать из них единую картинку ну никак не удается - отдельные элементы не стыкуются между собой, хотя вроде как и дают какое-то общее представление о происходящем. Викентий Вересаев преподносит эту историю так, как будто всем читателям прекрасно известна история семьи Саргановых и вдаваться в детали не стоит - мол, все мы тут хорошие давние знакомые...

Финал у повести в одночасье вышел и грустным, и обнадеживающим... Хочется надеяться, что все у Кати будет хорошо. Но, зная, чем исторически был богат весь ХХ век, не особо в это верится... Да и Катя (правдолюбка, не робкого десятка) вряд ли стала бы отсиживаться по углам и прятаться за чьими-то спинами... Так что скорее всего - из огня да в полымя... Просто уже в других, не крымских, декорациях...

Книга прочитана в рамках 95-го тура игры "Книгомарафон" и 6-го тура игры "KillWish"