Больше рецензий

Fari22

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2020 г. 21:38

2K

5 Печальная и загадочная страница в истории Чосона.

«Время бежит, и разум мой не становится яснее. Посему я решила записать всё, что помню из прошлого. Но, как говорится, одно вспоминаю, а сто теряю…»

«Мемуары Госпожи Хон» - автобиографический дневник вдовы принца Садо, казненного по приказу своего собственного отца, вана Ёнджо. Данные мемуары уникальный и ценный исторический документ, состоящий из четырех книг, повествующих о разных аспектах жизни Госпожи Хон и ее переживаниях: от отношений с родственниками, до политической жизни дворца того времени. Однако центральной темой повествования, к которой читатель будет постоянно возвращаться, является трагическое событие года имо, когда принца Садо заточили в деревянный сундук. Эти воспоминания первоначально были написаны по просьбе племянника Госпожи Хон и не предназначались для посторонних глаз, но вот дальнейшие записи она адресует своему сыну и внуку, с целью очистить имя своей семьи, которых несправедливо обвинили в нелояльности к трону, и развеять нелепые слухи относительно казни Садо.

В мемуарах 1795-го года Госпожа Хон рассказывает о своем счастливом детстве, знакомит с благородными и добрыми членами ее большой семьи, она описывает то, как оказалась во дворце и какой благосклонностью, отеческой любовью и нежностью моментально окружил ее ван Ёнджо. Но несмотря на доброту членов королевской семьи, Госпожа Хон, ее отец и братья стали мишенью завистников, а жизнь вдали от родителей стала травмирующим моментом для девятилетнего ребенка. В этих мемуарах Госпожа Хон подчёркивает любовь и преданность, которые испытывала она и ее отец к королевской семье, и доказывает, что они всегда были готовы защищать династию. Была в этих записях, на мой взгляд, некая наивность, какое-то детское мышление, особенно отчетливо это отражалось в строгом разграничении людей на исключительно плохих или хороших, а также в рассуждениях вроде «мы такие замечательные, нам все завидуют». Правда, читать обо всех этих придворных интригах было увлекательно и познавательно. Хотя меня порой поражали безграничное доверие и симпатия Госпожи Хон к вану Ёнджо, несмотря на его неоднозначные поступки (он отправил в ссылку ее отца, убил мужа, забрал сына), она всегда выражала бесконечную благодарность ему, ни разу не покритиковав его действия, она просто стойко сносила все удары судьбы. Я бы назвала эту часть самой политкорректной.

Вторые мемуары Госпожи Хон, датируемые 1801-ым годом, были написаны в знак протеста против несправедливой казни ее брата и дяди, ссылки ее отца после клеветнического доноса. Госпожа Хон становится жёстче, она возмущается и не скрывает имен тех, кто плел интриги против них и скрывался за глупыми доносами, из-за которых пострадала ее семья, а также она раскрывает проблемы, существовавшие в то время в Чосоне. В основном она обвиняет Госпожу Чон и ее приемного сына Хугёма, так как имея неограниченное влияние на будущего вана Чонджона (сына принца Садо и Госпожи Хон), она настроила его против семьи Хон, что и привело к непоправимым событиям.

Третья часть посвящена сыну Госпожи Хон и принца Садо – Чонджону и была написана после его смерти. Госпожа Хон восхищается сыновьей почтительностью и умом Чонджона, так как он смог доказать невиновность своего дедушки и восстановить доброе имя своего отца, вернуть ему титул и перенести его могилу в Сувон. В этих мемуарах Госпожа Хон в основном обращается к своему внуку, дабы рассказать ему о планах, которые его отец не успел воплотить в жизнь. В этой части опять-таки присутствует много бахвальства и риторических вопросов из разряда: «Разве есть женщина несчастнее меня?»

Ну и самая кульминационная, личная часть позволяет взглянуть на жизнь принца Садо, понять причину его безумия и жестокости, и Госпожа Хон постаралась досконально описать все предшествующие события до «трагедии года имо», которое до сих пор остается самой печальной и загадочной страницей в истории Чосона. После казни Садо все документы по этому делу были уничтожены, а упоминать имя принца было под запретом, что спровоцировало появление множества слухов и теорий заговора, ставивших под сомнение болезнь принца и совершенные им преступления, и даже до сих пор остаются исследователи Чосона, которые не верят в искренность и правдивость данных мемуаров. Госпожа Хон описывает Садо как чуткого, умного, доброго и внимательного человека, но как только обостряется странная ужасная болезнь (точных диагнозов нет, но скорее всего это биполярное расстройство/ паранаидальная шизофрения) он превращается в жестокого убийцу и насильника, который лишь убив кого-то может найти успокоение. По мнению Госпожи Хон, корнями его болезнь уходит в детство, а точнее кроется в напряженных отношениях с отцом: ван Ёнджо либо игнорировал Садо, либо постоянно оскорблял, критиковал, давил авторитетом и унижал его, особенно перед другими людьми. Даже если шел дождь во всем был виноват Садо. Такой метод воспитания Ёнджо только ухудшил и без того хрупкое душевное равновесие и психическое состояние Садо, из-за чего в дальнейшем он уже не мог контролировать своих внутренних демонов. И в последствии все эти кровавые инциденты Садо, стали вызывать у королевской семьи страх и беспокойство, ведь умалишённый принц ставит под угрозу дальнейшее продолжение династии. Как жаль, что наблюдательный и добрый ван Ёнджо не смог раньше осознать, что его наследник болен, а ведь сыну нужна была помощь и любовь отца, а не короля. Да и Ёнджо был по-своему сумасшедшим и боготворил свой трон больше всего на свете. Когда родился долгожданный наследник, никто не был счастливее Ёнджо, а спустя двадцать семь лет в жаркий летний день он сам загнал своего сына в сундук и обрек на мучительную смерть.

Я считаю, что Садо заслуживал наказания, ведь он убил множество людей, он отнюдь не был ангелом, но все равно мне было его искренне жаль, ему не повезло родится в королевской семье, которая не смогла окружить его заботой, и родился он в неудачное время, так как такая болезнь в те времена не лечилась, а потому Госпожа Хон даже стала приписывать к отклонениям Садо сверхъестественное влияние Павильона, в котором он рос, ведь там якобы раньше занимались черной магией (такая интерпретация событий даже присутствует в фильме «Алая луна»)

Пытаясь разобраться в отношениях Ёнджо и Садо, Госпожа Хон пытается усидеть на двух стульях сразу - с одной стороны, она сочувствует своему мужу и считает его казнь жестокой, но с другой - она поддерживает Ёнджо и благодарит его, что в итоге все завершилось меньшими потерями, и считает, что он поступил гуманно. В итоге, воспитанная в лучших традициях конфуцианства она во всем винит только себя. Госпожа Хон исследовала тему отношений отца и сына безупречно, но вот мне не хватило их личной истории, какой Садо был по отношению к ней и детям, как они взаимодействовали друг с другом, а она зациклилась только на одном аспекте жизни Садо.

Буду откровенна, поначалу меня привлекала эта книга именно из-за описания жизни Садо, особенно после просмотра фильма «Трон» я была под огромнейшим впечатлением от увиденного, но, как оказалось, судьба других членов королевской семьи оказалась не менее интересной, да и сама Госпожа Хон очень яркая неординарная личность, она не просто тень Садо. Правда, если поначалу она казалась кроткой, сдержанной, острожной, то потом я стала замечать в ней хладнокровность и готовность пожертвовать всем ради трона и сына (например, ее поступок по отношению к брату: она буквально заставила пойти его против принципов, ради спасения отца, хотя и понимала, во что это может в итоге выльется. Или инцидент с шапкой ее сына, которую она не захотела одалживать принцу Садо). Голос Госпожи Хон эволюционировал в течении всей книги, с каждым разом она становилась сильнее и храбрее, стиль из почтительного становился более резким.

Я боялась, что мемуары будут написаны зубодробительным языком, но, наоборот, текст изящный, легкий, но трудность заключалось в другом: пришлось запоминать множество имен, встречающихся в книге, уследить за их развитием, так как описание мемуаров ведутся не в хронологическом порядке, и это поначалу сбивало с толку, но благо у Госпожи Хон была привычка повторяться, из-за чего все события в итоге запоминались с легкостью. Насыщенная жизнь была у Госпожи Хон, полная разнообразных событий, хоть в основном и трагических, но ей определённо было чем поделиться с будущим поколением.

«Мемуары Госпожи Хон» - одновременно грустная, душераздирающая и захватывающая история, позволяющая лучше узнать тот отрезок истории Кореи. Всем любителям придворных интриг и исторических событий книга придется по душе, от нее действительно невозможно оторваться. Думаю, главная привлекательная черта этой книги заключается в ее реальности и осязаемости, отчего складывается ощущение, будто бы тебе преподносят кусочек жизни тех людей, которые однажды пережили все эти события, ты будто перемещаешься во времени.

Надеюсь, издательство «Гиперион» будет продолжать нас радовать такими историческими книгами и дальше. И хочется сказать им огромное спасибо за их колоссальный труд, за качественно проделанную исследовательскую работу, ведь перевести данные мемуары было делом не из легких.

картинка Fari22

Комментарии


заинтересовала, буду читать


Очень советую прочитать эту книгу!) История увлекательная и познавательная!) А еще советую посмотреть фильм "Трон", игра актеров, да и сам фильм безупречны!


оо, слышала про сериал, но еще не добралась))
а у тебя электронка есть или ты в бумаге читала?


Это не сериал, это фильм корейский, 2015-го года) Еще этот фильм называют "Садо"
Нет,я в бумаге читала, ее кажется в электронке вообще нет. У Гипериона в основном бумажные книги.


аа, значит я с другим перепутала, но теперь есть ориентиры, что искать))
жалко...


Да, можешь сначала посмотреть фильм ( я так и сделала, фильм произвел неизгладимое впечатление), и если он понравится, можно взять книгу почитать, так сказать для более глубокого ознакомления с тем периодом в истории Кореи, и для того чтобы лучше понять взаимоотношения короля и принца.


хорошо, думаю ,что так и сделаю)) но меня заинтересовала история Кореи))


Потом расскажешь, как тебе фильм))


обязательно))