Больше рецензий

18 октября 2020 г. 18:50

272

4.5 Сказка переходного возраста.

Лизавету яростно тянут в какой-то подозрительный музыкальный конкурс, организованный неким заезжим миллионером-филантропом, и чем дальше, тем меньше это кажется хорошей идеей. А в Петербург приходит осень - странная, тёмная, ледяная, обрубающая город ото всех остальных миров. Питер наводняют крысы, городские статуи выходят из-под контроля, а помощи из Радинглена ждать не приходится...

Эта книга стала взрослее. Мрачность - правильная, не чернушная, но повышающая ценность побед, - и взрослые темы всегда были важной частью истории, еще с "Бродячего мостика". Но тут оно начало расти вширь прямо в геометрической прогрессии. Книга ощущается промозгло-неуютной, а прежде сказочно-красивый Петербург, теперь полный крыс, недружелюбных статуй и ледяной слякоти по колено, уже не кажется волшебным королевством, где всё обязательно будет хорошо. Где-то здесь сказка вдруг начала мутировать в фэнтези, и, хотя мне это понравилось сейчас - я отлично помню, что в детстве третья книга была у меня нелюбимой.

Даже в совсем мелких детальках взрослость проглядывает. Небритый Инго. Начавший курить и сбежавший из дома Костик. Заметно большее внимание отношениям Филина и Таль, очевидно романтически окрашенным - при том, что Таль была замужем за другим мужчиной. Тема возможной смерти героев вообще, которая стала вдруг очень реальной. Особенно тронула, кстати, тоже довольно взрослая история, которую я раньше и не замечал - о влюбленности Смурова в Эрмитаж. Очень уж оно трепетно, нежно и безответно - и тем чудесней, что со счастливым концом.

И всё-таки есть у меня одно "но". Эта мысль и раньше, во второй части, приходила в голову, но теперь очень отчетливо зазвучала. Мне не очень понятна камерность местных мирков. Ладно мир-город Радинглен или аналогичная Ажурия, допустим, но вот Петербург-то не является всем нашим миром, вокруг него и ещё немного всякого есть. Хотя временами другие города нашего мира упоминаются, но ощущаются также скорее как какие-то отдельные микро-мирки. В этом есть и своя прелесть, но от нашей реальности это отделяет мир книги максимально. А так как автор строила мир на базе нашего, такие, пусть и мелкие, странности сбивают ритм. Это как поймать рассказчика, который излагает прекрасную, увлекательную историю, на крохотной несостыковке. Да, она маленькая! но разве же потом можно верить всей остальной истории, не сомневаясь в её правдивости?

Но всё-таки это действительно мелочь, за которую будут цепляться только такие же придиры, как я (надеюсь, нас меньшинство). История же вышла хорошая - увлекательная, полная чудно́й и страшноватой магии, более серьезная и более сильная, и я бы с радостью почитал продолжения в таком же ключе. А ещё, кстати, это первая история цикла, на последней странице которой чётко и однозначно написано слово "конец". Большими жирными буквами. Что преисполняет меня больших сомнений относительно написанной после пятилетнего перерыва четвёртой...