Больше рецензий

18 октября 2020 г. 13:40

477

5 «И, если среди деревьев самотеком расползаются волчьи тени, ты об этом не узнаешь».

Что-то ассоциативное и неуловимое роднит Павича и словенца Жабота, но я пока не поняла, что именно. Да и с чего бы их должно что-то роднить? Стили совсем разные. Но точно могу назвать одну общую черту: нет никакого смысла в кратком пересказе сюжета, так как он мало что скажет о книге. Разве что о завязке можно рассказать.

Церковный органист Рафаэль живет в глуши и пьет словенский самогон жганье. О его приходе давно все позабыли, орган сломан, жители села совсем не горят желанием ходить в церковь зимой по лесам и болотам. Да и священника нет, он просто пропал. «Официальная» версия сельчан о том, что его забрал болотный дьявол, в такой глуши даже никого и не смущает.

В морозную снежную ночь в одинокий церковный дом Рафаэля приезжает странная пара: знаменитый теоретик музыки, преподаватель консерватории, из-за которого герой в свое время провалил выступление, и молодая девушка – выдающийся талант под опекой маэстро. Вроде как их прислал епископат для того, чтобы организовать хор и возродить умирающую церковь, но как-то эта история не клеится.

Это первая глава длиной десять страниц. Дальше – алкоголь, суеверия, мифология, обнаженные нимфы и сатиры на стенах церковного дома, мороз, снег, тьма и лес, в котором чем тише становится, тем больше начинает казаться, тем больше начинает казаться, что ты здесь не один.

«И, если среди деревьев самотеком расползаются волчьи тени, ты об этом не узнаешь».


Из интервью Владо Жабота: «Роман называется "Волчьи ночи". Название связано со славянской мифологией. Речь идет о цикле 12 ночей, когда мир является открытым и доступным – это значит, что в него проникают так называемые хтонические силы. Я считаю, что мы живем в мире 12 ночей, и он открыт для хтонических сил. Причем я совершенно не имею в виду никаких классических религиозных объяснений этих сил. Время 12 ночей – это время самых долгих ночей, зимних ночей. В славянской мифологии говорится о времени, когда миром владеет Велес, славянское божество».
«У нас в словенском языке существует слово hrepenenje – это метафизическая тоска и одновременно отношение к природе, гармония с природой».


Природе в романе отводится колоссальное место. Здесь она живой организм, зачастую враждебный и пугающий, господствующий над миром людей.

Сюжетная линия с церковным начальством, которое где-то очень далеко от места действия, напомнила «Замок» Франца Кафки: бюрократия, письма в никуда, есть кто-то могущественный на самом верху, непонятные для главного героя перемены и невозможностью получить ответ от кого бы то ни было. Но на первом плане все же ассоциации с Гоголем и «Ночью перед Рождеством».

Стоит отдельно сказать о стиле Владо Жабота. В статье от издательства сказано, что язык автор непрост даже для восприятия соотечественниками. Манера изложения и правда сложна и совсем не типична для современных авторов. Язык какой-то тягучий и вязкий. Я имею в виду то, что если герою холодно и страшно ночью в лесу, то вы почувствуете, что единственный его ориентир – это лай жутких деревенских псов, которые очень некстати мирно спят.