Больше рецензий

17 октября 2020 г. 21:10

339

3.5

Есть книги, которые, вероятно, здорово было бы читать в юности, но невозможно без циничной усмешки в зрелости. «Хлеб гигантов» (он же «Хлеб великанов», он же «Вторая жизнь») как раз из таких. Во всяком случае главный герой, творец Вернон Дейр, при всех его талантах, выглядит не гигантом духа, а маленьким мальчиком, который в детстве услышал красивую сказку, а в юности захотел, чтобы она стала былью. Именно поэтому он, не задумываясь, принимает жертвы и не очень охотно делает выбор, так что многое за него решает сама судьба. Самый замечательный момент книги - история его детства. Здесь Агата Кристи (под псевдонимом Мери Вестмакотт) показывает себя, как тонкий психолог. Но как только Вернону исполняется 20 лет, как автор начинает собирать все клише мелодрам: от выбора между двумя женщинами до путешествия в экзотическую страну Россию, которая, надо отдать должное, показана схематично, но симпатично: не медведь-водка-балалайка, но революция-индустриализация-футуризм.
Ближе всего к гигантам, вероятно, Джейн. Сильная личность, искренне увлечённая искусством и готовая ради него на любые жертвы: представьте, каково петь сложнейшие оперные арии, зная, что постоянно рискуешь сорвать голос. И в любви она сильна. Да, она всегда готова поддержать любимого человека. Но раствориться в нём полностью, подобно чеховской Душечке – никогда. Проблема в том, что она занимает невыгодное положение – бывают, знаете ли, в мелодрамах лучшие друзья, которым бы впору быть возлюбленными, но нет, не везёт. Вторая проблема: Джейн – ужасная максималистка и от других требует того же. Отчасти она права: усидеть на всех стульях сразу невозможно. Но не каждый готов бросить всё и сорваться в неизведанные дали за великой мечтой. Такова, к примеру, Нелл, чей поступок, верней, чьё мещанство, в романе категорически осуждается. В подростковом возрасте я сама, возможно, согласилась бы с этим. Но с возрастом стала понимать: девушке просто было сложно отказаться от того, к чему её приучили. К тому же мечта любимого человека никогда не была её мечтой. Ей хотелось уюта, покоя, стабильности. Сложись всё иначе, ничего хорошего бы не вышло: либо ей пришлось наступать себе на горло, либо ему спускаться с небес на землю до её уровня.
Мещанке Нелл противопоставляется и кузина Вернона Джозефина (в просторечии Джо), наделённая редким даром – способностью самоотверженно любить. Но Джо вызывает не восхищение, а, скорее, жалость. Этакая декабристка без декабриста, систематически находящая самых никчёмных и опускающаяся вместе с ними на дно.
Единственный здравомыслящий человек в романе – Себастьян. Не гигант и творец, но и не мещанин, а, скорее, посредник между миром земным и миром горним. Глубоко понимает искусство, способен на большую любовь, но при этом умеет считать деньги. Интересно, что Себастьян – ровесник перечисленным выше героям, но при этом играет роль доброго дядюшки, разгуливающего если не все, то многие их проблемы. Именно он рассказывает заинтересованному слушателю всю эту историю. Которая задумывалась Агатой Кристи как история гения, но оказалась по своей сути историей обычных людей – со своим выбором и своими слабостями.