Больше рецензий
31 мая 2012 г. 18:52
913
5
РецензияВ школе мне очень нравился Базаров. Он казался мне таким романтичным, да простит мне персонаж этот самый романтизм. Непонятый, он отрицал признанные идеалы, был дерзким, смелым, умным. Я не могла не влюбиться в Базарова.:)
Социальная сторона романа, что, мол, «место нужно сначала расчистить, чтобы строить новое» прошла мимо. Мы разбирали в классе этот вопрос, объясняли смерть Базарова, как признак неготовности России принять таких сыновей, неготовности людей к переменам. Не зря же сам Базаров говорит про будущих детей Аркадия:
Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой.
Но все это было тогда неважно — какие еще проблемы государства в 15-16 лет! Важен был Базаров, его характер, личность. Должна признать, что по прошествии 5-6 лет в отношении персонажа мало что изменилось, вот только угол зрения поменялся.
Вы еще молоды — вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? Какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать — какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы? — спрашивает Одинцова у Базарова.
Базаров уклоняется от ответа, но ясно, что он готовил себя к чему-то значительному, намного более важному, чем заурядное поприще уездного лекаря. Конечно, без тщеславия и честолюбия тут не обошлось, но меня встревожило другое. Многие ли нынешние молодые люди 23-28 лет «готовят» себя к чему-либо? Имеют цели, которых они хотят достигнуть, не для себя, а для общества? Думаю, их не так много даже с теми, кто ставит цели и добивается да хотя бы только для себя, а не прокрастинирует в попытках прочитать весь интернет или замочить компьютерных монстров...
Базаров считал себя сначала гигантом, потом — полураздавленным червяком. Сейчас нет гигантов, одни червяки. Что еще хуже, червякам и в голову не приходит возомнить себя гигантами.
Ветка комментариев
А это всегда так было. Закон выживаемости. Тех, кто должен носить пианино, гораздо больше, чем тех, кто играет:) Меня больше огорчает, что все герои романа Тургенева - живые люди (ну, разве что эпизодические герои вызывают вопросы:)), а сейчас всё больше людей живут, как будто они автоматы:(
А почему так, по-вашему?
Эх, я таким знанием персонажей Тургенева похвастаться не могу. Что посоветуете него почитать?:)
Возрастание темпа жизни и стрессов. Люди не успевают адаптироваться. Плюс сильнейшее давление социума и масс-медиа. Эта тенденция давно наблюдается, при желании у многих философов и психологов можно почитать: Фромма, Лоренца...
А у Тургенева очень хорошо "Дворянское гнездо", "Асю" тоже люблю, "Месяц в деревне" - чудесная пьеса
"Асю" читала, но давно и опять - в школе. Пришла пора перечитать школьную программу из разряда посерьезнее.:) Спасибо.
Интересно, что Базаров видится бунтарем и эгоистом.
Странно, что вот я, например, вижу в Базарове очищающую силу, а кто-то - пустого человека, выродка... Все-таки надо почитать критику, узнать побольше о положении России в то время. По-моему, Тургенев как раз видел в Базарове толкового, но лишнего человека.
Меня, скорее, интересует личная трагедия Базарова - прагматика, который ставит на рацио. Он человек не пустой, а несчастный, страстная натура, которая страсти глушит, но всё равно справиться с ними не может (а это не только невозможно, но и ненужно). Базаров личность сильная и, скорее всего, талантливая, но поставившая на идею. А любая идея мертва, а без любви ещё и разрушительна.
Это верно, в нем есть страсть, которую он отрицает и называет вздором. Но разве в нем нет любви? К Одинцовой? Или это тоже страсть - глухая, вырвавшаяся из-под контроля?
Да, вы правы, есть, конечно. Только ведь он её отрицает, бежит от неё. Потому-то и не может сам выдержать силы чувства - оно итак огромно, а когда ещё на пути плотину ставят...
Я думаю, он еще любил своих родителей, не может быть, чтобы он был к ним равнодушен. Но опять "плотина", как вы сказали, его идея подразумевает разделение всего на полезное и романтизм, и он отнес любовь к романтизму, тем самым закупорив ее в себе. Его отношение к ним можно даже назвать жестоким.