Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

28 мая 2012 г. 22:01

7K

5

Всегда сложно что-то говорить о книгах, на которые уже написано столько рецензий, что можно издавать отдельным томом. Обычно я в таких случаях убиваю ваши глаза филологическим анализом, но, боюсь, что сейчас это не представляется возможным. Ошибочно будет воспринимать эту книгу только лишь как художественное произведение - это, скорей, ловушка, в которой очень легко увязнуть. Ну, действительно - автор создает реальность со своими алгоритмами, нечетко нарисованными правилами и неписаными законами, и ей ничего не стоит вплести в себя и читателя.
Не поэтому ли рецензии пестрят фразами типа "дом меня пустил", "я хочу здесь жить" и прочим в этом духе? Нет, товарищи, я не хочу здесь жить. Мне это разве что в страшном сне приснится. Это же, мать его, детский дом инвалидов! По-моему, слишком дорогая цена за то, чтобы стать свидетелем парочки неподтвержденных чудес. Почему не действующим лицом? А потому что где уровень Слепого и Табаки и сколько читателям до него прыгать? Рядовые же дети, не бессмертные, всемогущие мэтры, тоже не очень-то близко ко всему этому допущены.
С другой стороны, и порядки, царящие в этом заведении, меня удивляют не меньше. Воспитатели шугаются своих воспитанников, при шмоне из комнат уносят электроплитки, но не трогают выпивку, откуда-то у них взялось кафе с настоящими деньгами и наркотой, по ночам ведутся бои без правил до смертельного исхода, девчонки спокойно могут спать в мужских спальнях со всеми вытекающими, при том подростки на автомате цитируют греческих философов, французских декадентов и черт поймет кого еще - даже я таких не знаю. Иногда с трудом вообще понимаешь, что происходит.
Первые 200 страниц были самыми непростыми. Оно, конечно, здорово, интересно, временами смешно, однако, встречая все эти многочисленные намеки на мистику, замираешь и пытаешься понять, что же это вообще было? Неужели эти несчастные создания настолько сошли с ума, что пытаются придумывать параллельные реальности, паранормальную сторону своего интерната, одушевляют Дом, превращая его в Обитель, а самих себя - в полубогов? Спасаются этим, чтобы не свихнуться еще сильнее? Потом я махнула рукой и перестала задумываться об этом, и читать без критиканства оказалось не в пример проще и приятнее, а потом оказалось, что мистика походу реально имела место быть. В принципе-то, я не против.
Потом начинает проклёвываться ключевая интрига, накаляются страсти, у автора появляется дурная привычка оставлять за собой кучу недоговоренностей и открытых вопросов. А потом я поймала себя на мысли, что походу влюбилась в кое-кого из персонажей. Подумав, я поняла, что он очень похож на кое-кого из моей реальной жизни. После чего в душе моей зашевелились дурные предчувствия, и анализу подверглись все остальные - ну, так и есть. Почти каждый из главных героев напоминал мне чем-то тех или иных знакомых. И, ручаюсь, не во мне тут дело - любой из читателей, если только он не живет полным затворником, разберет персонажей на составные части, приложит их к людям своего круга, и всё идеально совпадёт. Сами по себе-то их характеры достаточно яркие, а уж, волей-неволей видя в них что-то знакомое, читатель начинает чувствовать себя кхм... как дома, так сказать. А учитывая всю тысячу страниц, расстаться будет крайне непросто. Уж не знаю, проявление ли это таланта или спекулирование чувствами - решать вам.
А вот на финишной 400страничной прямой я сдалась, мои мыслительные способности отключились абсолютно. Этот хаотически скачущий калейдоскоп эпизодов, чужих сознаний и историй, по самый верх пропитанный мистическим пафосом и эмоциями на грани надрыва, болезненное восприятие и противопоставление Дома и мира за железной оградой, как мира живых и мира мертвых, и невысказанные намёки, что от этой смерти можно сбежать в другую смерть... Это слишком похоже на мою собственную жизнь, точнее, отдельные ее моменты, чтобы можно было поверить. Я на миг потеряла бдительность, это меня и сгубило.
И, если обычно Дом, прежде чем впустить, от всей души прикладывает тебя мордой об косяк, а только потом милостиво открывает двери, то меня, получается, об косяк долбили, втаскивая внутрь, потому что я упиралась всеми щупальцами, потом переломали всё, чем можно было упираться, проелозили мной по полу, разбрызгивая кровь по стенам, а потом усадили в угол, перевязали голову полотенцем и оставили отходить. Дураком я буду, если останусь тут еще хоть на одну минуту. Нет, честно, от одного этого места у меня мороз по коже и нереально страшно. Пусть тут крутые персонажи, пусть между ними завязываются совершенно параноидальные отношения, но это потакание моим слабостям не сможет замаскировать все ужасы. А еще все эти недосказанности - может быть, они и были в духе книги, но я очень не люблю такое. И про взаимодействие с наружным миром хотелось бы побольше, и про некоторых героев тоже. Но, если рассказывать о том, что интересно мне, и опускать то, что мне не интересно, это будет уже что-то совершенно другое.
Я долго думала, сколько звезд поставить, несколько раз меняла своё мнение, но в итоге сдалась - пусть будет пять. Как произведение оно очень хорошо. Язык хороший, стиль необычный, персонажи яркие, пафосу - утонуть можно. Но всё равно очень страшно, и я упорно не понимаю, как можно хотеть здесь жить.
А после того, как я дочитала эту книгу, поняла что она мне напомнила - пластинку в испорченном граммофоне. Можно сколько угодно раз переставлять иглу в разные места, заставляя звучать куски мелодии в совершенно произвольном порядке, видимом лишь тебе, но рано или поздно послушная техника откажет, и раз за разом игла будет соскальзывать с дорожки, возвращаясь к началу отрывка, повторяя его, бесконечно, один раз, другой раз, десятки раз, пока заезженная пластинка не начнет крутиться в инфернальном темпе, извлекая из себя ужасные тягучие звуки. Таких замкнутых на себя и на безысходность сюжетов не должно быть. Это страшно и очень больно, ведь даже самая счастливо прожитая жизнь, подсунутая повторно, оборачивается ночным кошмаром, а если это еще и добровольно... Не знаю, мне сложно такое понять, я в ступоре и ужасе. Это всё, конечно, очень здорово, но собирать свои мозги по стенкам - занятие не из приятных.

Мой сегодняшний приближающийся припадок я посвящаю Arlett , посоветовавшей мне эту книгу по флэшмобу 2012
Спасибо тебе, любовь моя, я те этого никогда не забуду 016.gif Люди части оставляют татуировки на моей душе, но чтобы в виде колясочника - такое со мной впервые 1135.gif

1 2

Комментарии


Любопытно было бы как филологу взглянуть на Ваш филологический анализ. Магический реализм, по-моему, плохо ему поддается. Архетипы? Безусловно. Хронотоп? Максимально размыт. Метафора "склеенных" как вообще характерный портрет любого постмодерного героя? Да. Человек от природы добрый и портится под влиянием агрессивной среды или он хищник, которого надо держать в клетке приличий, Руссо против Голдинга? Есть, но выводы неоднозначны. И безупречное владение стилистикой. Пожалуй, всё, что могла бы описать я. А ведь магичность магического реализма не в этом, а в чем-то совсем уж неуловимом, и как с этим работать, так и не поняла, перечитав гору трудов.


Я ж как раз в начале говорила, что не представляю, какой анализ тут может может быть.
Маг.реализм, если уж совсем его препарировать - это не только неуловимая атмосфера легкого безумия, о чем авторы часто забывают, это формирование восприятия, при котором странная чудешь будет казаться в порядке вещей. Но МР настолько бесит меня во всех своих проявлениях, от маланхолии до фанатского пафоса, что я предпочту не говорить о нем в принципе.


Одна из лучших рецензий из тех, что я прочел на этом сайте. К книге только приступаю. А твой текст - лучшее напутствие из возможных! Спасибо

И после этого ты не пришла на встречу?!
Я тебе этого не прощу!


Я ж читал её 10 лет назад. Сейчас уже ничего не помню, кроме оставшейся после неё беспросветной тоски Х_х


Ну не, такая тоска после "Белого на чёрном" Рубена Гальего - да.
А тут прямо как и не инвалиды, а наоборот какие-то люди будущего, светочи разума, с дополнительными наворотами взамен утраченных). Да и сам интернат - какой-то высокосамоорганизованный организм))). Ой, простите, не интернат, а Дом, конечно же ;-).


Кхм... видишь ли, тут есть один нюанс. Если и было что-то в книге, что мне понравилось, то всё это было начисто перечёркнуто финальной сценой. Когда остальные ушли из интерната жить дальше взрослой жизнью, а этот пацан вернулся в прошлое и закольцевал время. Это сейчас единственное, что я помню, оно выжгло мне в мозгах огромную дыру. Это мой дичайший кошмар - по новой проживать прошлое, раз за разом, просто тюрьма-смерть-тлен-безысходность-Досталь


Он же не пацан, а старичок, управляющий временем). И ещё всякими ништяками.
Ну хочет парень переживать регулярно свои любимые годы!
;-))))


Что поделать, у всех свои триггеры :')

1 2