Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

8 октября 2020 г. 13:25

829

2.5

Я люблю скандинавские детективы, но иногда попадается что-нибудь этакое. Как «Ангелотворец» Камиллы Лэкберг. Как «Кровавая жертва Молоху» Осы Ларссон.

Молох — это языческое божество, прославившееся тем, что ему приносили в жертву детей. Поэтому название звучит внушительно. Не просто Молох ни к селу ни к городу, а еще и подчеркнуто: жертва ему самому. Напрашивается, что будет убийство ребенка. Или кровавый путь какого-нибудь ополоумевшего маньяка. Заранее пробирает. И даже у аннотации, которая несколько развеивает эти ожидания, не получается полностью их стереть. Читатель ждет чего-то жуткого. Ждет, да не получает. Чтобы потом не возвращаться к этой теме, отмечу, что до последнего надеялась, что название оправдается (не обязательно жутью). Но нет. Чисто технически против него не возразить, но бог ты мой, насколько оно притянуто. Отдельный элемент, красное словцо, которое захотелось запаять в текст любой ценой.

Само преступление не порождает никакой особой интриги. Убита женщина, о которой ходили не очень хорошие слухи. Все указывает на неудачную связь, но стоит копнуть поглубже, и обнаруживается, что семья убитой как будто проклята — сына машина сбила, отца съел медведь… Теперь вот Суль-Бритт убили, как и ее бабушку в далеком прошлом.

Сначала дело попадает к прокурору Ребекке Мартинссон, потом ее отстраняют — довольно интересный поворот, — но, как водится, преступление не отпускает, и она потихоньку начинает собственное расследование.

Кстати, повествование идет в двух временных плоскостях. Первая — современность, вторая — история бабушки Суль-Бритт, той самой молодой учительницы, убитой прямо в школе.

Аннотацию и ее несоответствие оставляю на совести издателей. Никаких внутренних демонов у Ребекки нет, во всяком случае, в этой книге их не видно. Бывалой следовательницей ее можно назвать лишь по сухим фактам — по поведению не скажешь. Да, она умна, горда, чисто внешне симпатичный персонаж, но весь ее опыт выражается только в хвалебных отзывах коллег. Но хорошо, что это хотя бы не писатель, который лезет на рожон ради очередного бестселлера, а человек с твердым характером, который привык работать.

Персонажи могут спасти любую историю, даже самую никудышную, и, может, здесь дело больше в них, чем в сюжете. Злодеи — Фаст, фон Пост — настолько карикатурные сволочи, что наблюдать за ними было мучительно. Борцы за справедливость, даже колеблющиеся, все сияют добродетелями. Никто не рассматривается глубоко, хотя возможностей для этого — выше крыши. Но читателю просто подкидывают факты с помощью ненужных вставок или фраз. Ну вот вам кусочек суеты, таким образом, вы видите, что Анна-Мария многодетная мать с кучей забот. Ну вот вам пара занимательных подробностей о Ребекке. Однако в характерах самих героев это все никак не отражается.

Отдельное непонимание вызвало то, что в какой-то момент нам за просто так показали преступника. Вот он, смотрите, сюда ветер дует. У меня, честно говоря, глаза на лоб полезли от такого сюрприза. Что это было, черт побери? Я детектив читаю или что?

Наученная опытом, ставить крест на Осе Ларссон не буду, но эта книга полностью разочаровала.