Больше рецензий

7 октября 2020 г. 17:17

258

2 Спойлер А ты лети, лети, листок туда, где наш с тобой исток...

Впервые ставлю галочку с предупреждением о спойлере, хотя это и противоречит моим принципам: хорошую книжку знание содержания никогда не испортит. С другой стороны, если уж решил начать отзыв со спойлера, значит, книжка, возможно, не так хороша. В любом случае, если мое личное восприятие максимально далеко от истины, то ничего страшного - любой спойлер не испортит впечатлений более чувствительному к качестве литературы читателю.

Теперь - к непосредственному !!!SPOILER ALERT!!! По идее, именно с этого предложения должен был начаться данный текст, но в век, когда массовое потребление сериальной продукции сделало большинство потребителей продуктов нарративной культуры чрезвычайно восприимчивыми к любому намеку на дальнейшее содержание, ими еще не увиденное/прочитанное, нужно быть максимально осторожным и обходительным. Итак, Нереализованное вступление к отзыву: Если бы в момент, когда знакомые главного героя, официально на тот момент считавшегося погибшим, гадающие о том, его или не его они видели, выяснилось, что у него есть брат-близнец, с которым его (главного героя) разлучили вместе, я бы ни капли не удивился.

Вообще, насмешливое отношение к тропам, встречающимся в сериалах из категории мыльного мыла, от которого в глазах щиплет так сильно, что мечтаешь только о том, чтобы эти самые глаза кто-нибудь тебе выколол, - вещь довольно несправедливая. В "мыле" есть свое особое обаяние, то обаяние китча, из-за которого фильмы Педро Альмадовара являются всемирно признанной неоклассикой кинематографа. И, надо сказать, за классические мыльные бесконечные сериалы обидно потому, что они традиционно считаются исключительным guilty pleasure. Могу назвать по меньшей мере две телевизионной мелодрамы, которые мною считаются безусловными шедеврами. Бразильский "Клон", главный конфликт которого (спор дяди Али и профессора Альбрьери) по накалу сопоставим с монументальными диспутами героев "Волшебной горы"; и - что может показаться странным - "Не родись красивой": вроде бы дешевая русская адаптация, а на деле - экспрессивный фарсовый ТВ-театр, в лучшие свои моменты схожий с кинематографом Фассбиндера.

К чему это длинное рассуждение о судьбах типичного телевизионного "мыла"? К тому, что многократно используемые в массовой культуре мелодраматические штампы и тропы сами по себе безвредны и вполне могут быть уместны тогда, когда создателю текста/сценария/ect. не отказывает чувство вкуса. Достопочтимой Мэри Вестмаккот, более известной как Агата Кристи, это самое чувство вкуса явно отказало. Непонятно, чем в задумке должен был стать "Хлеб великанов" - монументальной трагедией гения, эдаким фаустианским текстом, многофигурной драмой с претензией на жизненность, романом воспитания... Версий много, однако роман не удовлетворяет требованиям ни одной из них. Больше всего сюжет напоминает некий китчевый фарс с гипертрофированными чертами характера героев, удивительно заштампованной фабулой, лишенной всякой изящности - все это можно было бы списать на пародийный характер сочинения, но оно ничуть не пародийно.

Напротив - книжка старается быть максимально серьезной, но с каждым новым эпизодом в эту серьезность веришь все меньше и меньше, смеясь ровно в тех местах, в которых на глазах читателей должны, согласно авторским ожиданиям, выступать скупые слезы горечи и сострадания. Катарсиса не возникает - даже в довольно неприятной, на мой взгляд, книжке об одержимости и сумасшествии "Защита Лужина" финал вызывает больше эмоций, нежели финальная сцена "Хлеба великанов" с возвращением блудной вдовы-жены и бесконечными рассуждениями о гобоях, тромбонах, ect., ect. Проблема еще и в том, что Вернон Агаты Кристи, равно как и Лужин Набокова, никаким гением отроду не являлся, несмотря на многократные уверения прочих героев. Человек без свойств, живший не пойми для чего, и в итоге свихнувшийся на почве собственной бесхребетности и одержимости, вызванной, судя по всему, "Симфонией гудков" Авраамова - это не Фауст и даже не Адриан Леверкюн. Конечно, не нужно быть титаном, чтобы вызывать читательское сострадание, однако Вернон Дейр вызывает скорее раздражение.

В конечном итоге, понятно, о чем "Хлеб великанов" должен был быть написан: о силах, которые, будучи стократно больше и страшнее человека, смалывают в итоге людей в муку. Сила гения, сила истории, сила одержимости, сила предубеждений. Об этом должна была быть книжка, но гений оказался ненастоящим, история - "мыльной" и безвкусной, одержимость - карикатурной. Зато что-что, а мещанские предубеждения и жизненные установки Кристи удалось изобразить достаточно достоверно. А в остальном - какое-то "Обручальное кольцо" на фоне Первой Мировой.