Больше рецензий

7 октября 2020 г. 09:26

206

3

И снова в моих руках оказалось неоднозначное произведение. Вроде бы в нем поднимается довольно важная тема измен, притом раскрывается она с разных сторон: мы видим мужчину, который разрывается между любовью к жене и страстью к молодой любовнице; видим обиду женщины, которая узнаёт о неверности супруга, и всё их окружение мусолит подробности; а ещё, пусть и мимолетно, видим ситуацию глазами любовницы, которая, возможно, не хотела никому причинить боль, но просто не представляет, как можно жить по-другому.
***
При всей серьезности проблемы у меня не получилось проявить сочувствие или хотя бы понимание по отношению к главным героям. Возможно, тут дело в моём непонимании французской литературы в целом, да и менталитета французов в частности. Моруа не первый французский автор, которого я читаю, и каждый раз герои кажутся мне везде одинаковыми. Они в большинстве своём инфантильные и капризные. Они ведут образ жизни, при котором не считаются с чувствами других людей. И несмотря на то, что любовница не является француженкой, образ, описанный автором, является собирательным для французских авторов. «Не надо пытаться заставлять меня жить, как живешь ты или кто-нибудь ещё. Я Лолита. Я всегда мало ела и много пила, я всегда курила... Ни ты, ни кто-либо другой не сможет меня переделать... Я люблю то, что люблю, и хочу иметь то, что люблю... Я хочу жить безумно, зная, что живу в грехе, достойна проклятия, но что божественное милосердие бесконечно, и обрету спасение...» Любовница, Долорес, является актрисой. Она заявляет, что для исполнения роли она буквально живет жизнью персонажа. Вот и со своими любовниками она становится заложницей образа, который создаёт для каждого из них. Это игра, и в то же время такова её жизнь.
***
А вот жена, казалось бы, должна вызывать сочувствие. Но нет! Единственная мысль, которая преследовала меня каждый раз, когда я читала о Полине, была «Сама виновата!» Даже в те моменты, когда муж подталкивал её к проявлению нежности и любви, она становилась холодной и неприступной. «И ради чего? Из преданности женщине, которая, и это очевидно, уже не придаёт никакого значения чувственной стороне нашей жизни? Находясь далеко от меня, она пишет мне холодное письмо без единого слова нежности, за исключением формальной вежливости в конце... Разумеется, я люблю Полину, но разве я виноват, что она так изменилась?»
***
Что же касаемо мужа, то он безвольная тряпка. Он привык, что жена решает за него все вопросы, и он просто позволил чужой женщине руководить своими действиями в разлуке с женой. Да, он повелся на ласку. Любой мужчина (да и любая женщина, чего греха таить) поведётся на ласковое отношение к себе. Всегда приятно, когда тебя любят и ценят каждое мгновение, проведённое с тобой. Цитата одного из журналистов как нельзя лучше отображает весь сюжет этой книги «Прекрасная актриса скрашивает осень писателя...» Благодаря этой короткой интрижке Гийом Фонтен возвращается к своей жене помолодевшим и счастливым. Но ладно бы он вернулся к своей жене и постарался бы вернуть в их жизнь прежнюю любовь... нет, он продолжает грезить о своей любовнице. Тогда жена, как и всегда, берет всё в свои руки.
***
Финал книги мне понравился. Он расставил всё на свои места, герои увидели свои ошибки и попытались исправить положение. Любые отношения требуют вложений. Не материальных, как думают многие, а скорее духовных, эмоциональных... Нельзя думать только о себе, нужно идти на компромиссы. И я рада, что Гийом и Полина научились этому, хоть и на своих же собственных ошибках...

картинка SavchenkoTA
картинка SavchenkoTA