Больше рецензий

5 октября 2020 г. 21:59

3K

2.5

К сожалению, эта книга стала для меня разочарованием. Насторожила уже аннотация - вообще как правило аннотации в стиле "Почему...? Что такое...? Ответы вы узнаете здесь!" не предвещают ничего хорошего, а уж вопрос из аннотации "Зачем нужны наставники?" отдельно и с самого начала привлёк внимание, сразу подумалось: "Ну да, кроме колдунов по ту сторону реки никто не в курсе, зачем людям в жизни наставники". И нет, в этой книге это не какой-то специальный термин, который означает что-то иное, наставники здесь для того же, для чего они и существуют: чтобы обучать каким-то премудростям и - сюрприз - наставлять.

Идея отличная: магическое фэнтези, где в качестве основы для волшебного мира берутся русские народные сказки и славянские предания, при этом что-то совпадает со сказками почти в точности, а что-то, как выясняется, в этом мире означает совсем иное, а в "потусторонних" (то есть принадлежащих не-волшебникам) легендах это была просто выдумка. Да, деление на стихии - это слегка заезженная тема, но всё же тут она обыграна иначе. Колдуны не просто управляют соответствующими стихиями, а их стихия определяет, какие способности им будут лучше удаваться. Например, Воздушные колдуны обладают телепатией, а Водяные - высокой сопротивляемостью к враждебной магии. Это новое и интересное прочтение известных всем сказок и легенд, стало, увы, единственной причиной, по которой я поставила книге 2,5, а не ещё ниже. Плюс, язык книги довольно неплох - за исключением первого пункта, который идёт в минусах.

Собственно, минусы. Начну с того, что автор постоянно переключается с одного персонажа на другого. Я понимаю, что есть разные способы повествования, но то, что дано нам здесь - это что-то невероятно странное. Мы вроде как наблюдаем за происходящим именно от лица каких-то героев (то есть не "сверху" когда автор описывает всех одинаково и может "заглянуть" в мысли любого героя), но тот, от чьего лица мы смотрим, постоянно меняется. Из-за этого совершенно неясно, кто же, по мнению автора, главный герой, кому мы должны сопереживать и за кем в первую очередь следить.

Что ж, в качестве главных героев, наверно, мы всё же выделим Полину и Маргариту, тех самых девочек из аннотации, хотя к концу книги автор их просто выкидывает из повествования, так что тут спорный вопрос, главные они героини или всё же нет. И, знаете, тут у книги и Полины в частности прям выходит полное комбо главного героя подростковой фэнтезийной литературы. Волшебный мир, о котором не подозревал ГГ до своего N-летия? Здесь. Изолятор Школа для подростков-волшебников, куда и попадает ГГ? Здесь. Умершие родители ГГ? Есть. Отсутствие знаний о мире, куда попадает герой? Есть. Уникальная суперсила, которой вот уже N лет не появлялось в этом мире, поэтому никто не знает, что с ней делать? Присутствует (тут, кстати, отдельный привет Перси Джексону. Даже суперсила та же - управление водой - только у него она обоснована другим). Персонаж противоположного пола, который как бы не нравится ГГ, но, по-видимому, где-то к концу цикла станет любовным интересом? На месте! Персонаж, который с детства знает всё про тот мир, где оказывается герой, пользуется успехом у других и вообще Драко Малфой свысока относится к ГГ? Здесь! Древний артефакт, который то ли есть, то ли нет, и который, конечно же, ищут наши герои? Здесь. Что я ещё забыла?..

Ещё насчёт героев: они, конечно, подростки, но даже для подростков они как-то не слишком блещут умом. Самый уморительный в этом плане момент был в первой трети книги: точную цитату искать не буду, но суть в том, что на уроке наставница школы упоминает, что Приворот является Тёмной магией, а наша Полина, совершенно не запнувшись, спрашивает: "А что такое Тёмная магия?". А Полина, на секундочку, до того, как попала в Заречье, жила, как предполагается, в нашем современном мире. Я могла бы понять, если бы Тёмная магия в волшебном мире означала бы что-нибудь иное (ну мало ли, например, магию, которую творят только ночью), но нет, здесь это также, как и в большинстве выдуманных миров, если обобщить, злая магия. Вы можете поверить, что современный неглупый подросток ни разу в жизни не слышал историй, не читал книг, не видел фильмов, в которых фигурировало бы словосочетание "Тёмная магия"? Или хотя бы просто противопоставлялось бы Светлое и Тёмное как хорошее и плохое? Очень сомневаюсь.

Не менее интересной логикой обладает другой персонаж - юноша по имени Сева, в которого влюбляются все девочки. По нему постоянно видно, что ему не нравится, что на него вешаются девчонки, он не раз об этом говорит со своим другом, но когда Полина, в отличие от всех остальных, не сходит с ума от одного его вида, его это почему-то почти оскорбляет. Да ладно, неужели ему самому не хочется, чтобы хоть одна девушка могла поговорить с ним, как с другом, а не объектом обожания?

При всём этом сюжет мне очень долго казался интересным. В нём не было особо увлекательной динамики, но за счёт классной идеи читать было приятно. Но вот в конце что-то пошло сильно не так. Автор с определённого момента побежал галопом по Европам, роняя по дороге логику происходящего. Юные школьники каким-то чудом разгадали загадку, над которой уже N лет бился весь волшебный мир (непонятно, правда, что там биться-то было, потому что для взрослых колдунов эта загадка очевидно не должна была составлять такой проблемы), нашли какую-то прекрасную магическую штуку и... ничего. Нам даже не показали, действительно был ли в этой магической штуке смысл, а главное, зачем они её искали. Да, я понимаю, что это первая книга цикла, но, даже если это серия, у книги должна быть какая-то логическая законченность. И даже если финал открытый, всё равно он должен быть финалом. А ощущение такое, будто книгу просто обрубили в конце.

В общем, эта книга, к сожалению, принесла мало позитивных эмоций, и я сильно сомневаюсь, что буду читать цикл дальше. А жаль, потому что идея мне действительно понравилась.

Прочитано в рамках Лампомоба-2020 по совету SeryakHoldbacks . Жаль, что наши вкусы не сошлись!