Больше рецензий

24 мая 2012 г. 21:31

11K

5

Давно у меня не было такого, чтобы после прочтения художественного произведения мне не хотелось брать в руки другую книгу. "Собор парижской Богоматери" полностью отвлек меня от внешнего мира и заставил забыть, что есть и другие не менее увлекательные и восхитительные творения.
Еще одно чудо искусства. И ведь правда: эта книга - это и книга, и симфония, и спектакль, и памятник одновременно. Моя душа билась в конвульсиях эстетической передозировки, мое сердце плакало каплями крови. Как можно равнодушно читать описания Собора, Парижа, его жестокости и бедности? Я не понимаю людей, которые не видят в этом красоты и читают вскользь, следя только за сюжетом. Сюжет....сюжет... да какой к черту сюжет! Есть только три человека, каждый со своим горем. И есть общество, которое их не любит. Есть Париж, который переживает не самое лучшее время, а именно смену эпох. Жестоко и столкновение двух духовных сил - зодчества и книгопечатания, воистину "библии каменной и библии бумажной".
А персонажи, такие разные, но каждый так значим и занимает особое место в сердце.
Называйте меня попсовой обывательницей, но как и любой человек в романе, к образу Квазимодо я испытывала долю отвращения и какого-то странного сочетания страха и жалости. Лицо горбуна, выражающее смесь злобы, изумления и грусти, не давало мне разглядеть, ЧТО же творилось у него на душе. А оценивание человека так устроено, да – не видно души, да еще и с такой рожей, тогда не надейся на симпатию. И даже искренняя любовь к Эсмеральде, не требующая ничего взамен, так же как и саму Эсмеральду, не смогла заставить полюбить этого уродца. На некоторых моментах я испытывала презренную разновидность жалости – мне хотелось освободить Квазимодо, как старую больную собаку, которую убивают, чтобы та не мучилась. Да и само чувство жалости очень жестоко по отношению к человеку.
Персонаж, за которого я действительно переживала – это Клод Фролло. Да, да. Знаю, что это очередной герой-идеалист, презирающий жалких людишек и ищущий свое жизненное предназначение. Падка я на таких персонажей. Но как можно не скорбеть, когда ты видишь, как этот человек, испытав страсть к цыганке, впустив в сердце «греховный огонь», разочаровывается в науке, в своей вере, в своих идеалах. Внутренняя борьба Фролло, свидетелем которой я стала, не позволила назвать его чудовищем. Ведь он тоже любил Эсмеральду. По-настоящему любил. Просто любовь эта была извращенная, грязная, искаженная. Ну а как еще могут любить умные люди?
Эсмеральда сначала показалась мне наивной глупой дурочкой, которая в выборе мужчин на первое место ставит внешность и физическую силу, не замечая его отношения к другим людям. А потом я поняла, что она всего лишь молодая девушка, ей 16 лет и она мечтает о рыцаре на белом коне, который спасет ее от рук негодяев, она хочет найти свою мать, чьей лаской была обделена, боится боли, как мы видим в главе с пыткой. Она чиста и целомудренна. И к сожалению, слепа.
Ну и конечно же у романа есть еще один незримый, но не уступающий по значению персонаж. Это сам Собор. Это великое творение человека и народа, и в то же время эпицентр разворачивающихся в сюжете страстей. Бродя по его коридорам, я будто слышала его дыхание, слышала, как бился его пульс. Он приютил отвергнутого миром Квазимодо, стал для него родной матерью и подарил бедному горбуну братьев и сестер в виде колоколов, которые, оглушив уродца, еще больше оградили его от ужасного мира. Собор дал убежище Эсмеральде, до конца всеми силами оберегая ее своими каменными гаргульями. И тот же Собор столкнул Клода Фролло со своих башен, хотя я уверена, что сделал это не без боли и сожаления.

С детства я мечтала посетить Нотр-Дам-де-Пари. Но сейчас, после стольких слов, написанных Гюго, я сомневаюсь – а нужно ли оно? Неужели когда-то Собор и правда был таким живым, красивым, величественным? А сейчас? Величественность осталась, но это какая-то пафосная, серьезная величественность, которая смотрит на тебя свысока. А сейчас…
Ушла эпоха. Исчез Квазимодо. И Собор пропал вместе с ними – никогда нам больше не лицезреть его истинного лица. Все что сейчас - это только копия. Взгляд его – бестолков. Улыбка – фальшива. Душа – пуста.
Когда-то в детстве я обводила картинки через копирку и результат моей работы никогда не удовлетворял меня.
Это всего лишь безвкусное сравнение, но все же…

P.S.: Благодарю за внимание, сэр.

1 2

Комментарии


у Вас прекрасная рецензия! а началом и концовкой даже упоительно-прекрасная! спасибо!


Спасибо за рецензию!
Понравилось ваше сравнение про копирку, сама ощущала что-то похожее.


Ну почему же "сэр"? очень даже мэм)).
Замечательная, душевная рецензия! Особенно последний абзац - прелесть! Забираю в избранное).


В действительнсоти Нотр Дам де Пари также красив, а с этой книгой в душе, захватывает дух только смотря на него и быть в его близости. Непередоваемое чувство! Внутри, правда, фантазия хотела бы большего, но если закрыть глаза и подумать ГДЕ Ты...

Очаровательная рецензия :)


Отличная рецензия,полная чувств))Хотелось бы задать автору два вопроса: 1) Как вы оцениваете мюзикл Нотр-Дам,если видели его? и 2) Не видится ли вам в этой истории некая чисто мужская мысль "во всех мужских бедах виновна женщина", шерше ля фам, как говорится? Мне всегда это как-то впечатление портило, уж очень сокрушительными оказываются чары Эсмеральды...


1). Мюзикл не смотрела, но это в планах, хотя и заранее уверена, что вряд ли он меня удовлетворит. Ведь там большее внимание уделили страстям, и сомневаюсь, что мне удастся встретить сам Нотр-Дам. А дух книги для меня - святое. Особенно, когда занесена она в любимое)
2). Охх, на этом могла заострить внимание только истинная женщина!))а я, увы, не настолько женщина. Так что нет, не видится(


Великолепная книга. Мюзикл ей значительно проигрывает.


Вот, кстати, да. Мюзикл использует сюжет на красивую музычку, но духа Собора там нет. Увы.


Спасибо за чудесную рецензию!
У меня было свое объяснение нелюбви к Квазимодо - помимо того, что он уродлив внешне, внутри он не просто прост - он примитивен. Причем, во всем, что не касается его привязанонстей (Клода и Эсмеральды) - он так же туп и свиреп (что он сделал с братом Фролло...). Говорят, что любовь "изменила его", возвысила и т.д., но я этого не увидела. Собака тоже способна любить хозяев. А еще... смог бы он жить после убийства Клода (только его, предположим, что Эсмеральда осталась жива)? Ведь он тоже... его хозяин.

И Клод лично мне был интересен не своим романтическим ореолом (тем более, что Гюго делает все, чтобы его лишить, старается, во всяком случае), а тем, что вдруг стихийное чувство делает с очень сложной натурой. И еще... чувства человека очень глубокого к стрекозе бездумной. Ему досталось больше всех...
Ну и за это

По-настоящему любил. Просто любовь эта была извращенная, грязная, искаженная. Ну а как еще могут любить умные люди?

отдельный поклон! :)))


помимо того, что он уродлив внешне, внутри он не просто прост - он примитивен.



+!!!!
я-то, наивная, думала, что меня ждет очередное нравоучение о том, что "внешность не так важна. главное то, что внутри и etc". но внутри оказалось нечто далеко неблагородное и я сдалась, обделив данного персонажа своей симпатией. хотя, в какой-то мере он и правда был частью Собора. наверное, именно с Квазимодо мы должны отождествлять душу средневекового Нотр-Дама))


Ну отчего же только с ним? Я не помню, было ли намек на это, или я сама придумала, но мне Квазимодо казался... образом как бы лепнины, горгульи, видения Страшного Суда, еще чего-то... а в соборе есть еще Дух, там есть Бог, там есть стройность, там много чего есть. И Фролло - он тоже Собор, но Собор - это еще множество тех, кого в книге не было.
Кстати, когда мне давным-давно рассказывали об этой книге, делали упор как раз на фигуру Квазимодо, на то, как он преобразился и т.д. и т.п. А оказалось все совсем не об этом.
ИМХО, естественно. :)


С детства я мечтала посетить Нотр-Дам-де-Пари. Но сейчас, после стольких слов, написанных Гюго, я сомневаюсь – а нужно ли оно?


Нужно!!! Это непередаваемо.


Отличная рецензия))) Сама недавно дочитала роман и мне тоже он очень понравился. Правда Квазимодо мне было все-таки очень жалко, а вот Клод Фролло мне показался каким- то ненормальным.


вот именно, что жалко. не сожаление ты испытываешь к этому герою, а именно жалость, которая, по-моему убеждению, очень оскорбительна для человека.


Клод, ИМХО не ненормальный, он одержимый.


Вот мне сейчас пришла в голову мысль:не кажется ли Вам,что и сам Виктор Гюго не смог преодолеть отвращения к Квазимодо? Что он и сам не смог понять Клода?

Бред какой-то я написала...

1 2