Больше рецензий

CoffeeT

Эксперт

Чемпион России 2017 по критике

30 сентября 2020 г. 18:00

3K

5 Как Габчик и Кубиш на Гейдриха ходили

Не знаю, как часто и с какими чувствами вы вспоминаете свои школьные годы, но лично я это делаю с достаточной периодичностью, и что важно - с большим удовольствием. Если я точно помню свои ощущения, то по большей части это была беззаботная пора, которая состояла из пылких, но коротких влюбленностей почти во всех девочек в классе, и походов в компьютерный клуб на задворках Савеловской, где папа разваливал лохов, пока не появились акулы побольше и поголоднее. Эх, а эти последние две недели в мае перед летними каникулами, когда хотелось всех обнимать и кричать "нет, останься, не уезжай на дачу копать картошку, будь со мной". В общем сколько прекрасных моментов: никакие "достаем двойные листочки" не могли испортить повседневную радость от окружающих тебя людей и явлений. Кроме двух событий, которые кровавыми татуировками отпечатались на моей нежной и ранимой душе.

Ну первое, право, ерунда, это выходы к доске на уроках геометрии у Марьи Ивановны. И тогда, и сейчас мне проще сделать сальто через бассейн с муренами, чем опять пытаться понять, что там за отношения у двух катетов с гипотенузой. Какое-то время спустя, кстати, Марья Ивановна, которую все боялись как огня (она могла рявкнуть так, что мог разжаться сфинктер), очень помогла мне при поступлении на подготовительные курсы к поступлению (и такое бывает) в одно престижное высшее учебное заведение, куда я в итоге так и не поступил. Ну и ладно, говорю же ерунда. Но вот второй момент запомнился гораздо четче. А запомнился он в первую очередь как преступный произвол власть держащих (учителя), как беспощадный террор против детской наивности и любознательности, как удар грубой маскулинности по детским мечтам. Представляете, какая травма осталась у ребенка, если он до сих пор морщиться, если кого-то зовут Александр Михайлович, особенно если он лысоватый преподаватель всемирной истории. Я бы сказал достаточно обширная. А виновата во всем оказалась линия Мажино.

Так получилось, что мне всегда нравилась история и, к счастью, никакие александры михайловичи не могли (и не смогли) отвратить меня от нее. Попытки были, да, но безуспешные, именно поэтому я до сих пор получаю удовольствие от всех драматических перипетий середины XX века и могу отличить Гитлера, Гиммлера и Гейдриха. Вот и тогда, дождливой осенью 2003 года (для пущего драматизма пускай еще будет заунывно воющий ветер), я сидел на уроке всемирной истории, улыбающийся и предельно уверенный в себе, ведь пока все торопливо шуршали в учебниках в поисках ответов, я знал их все, ведь я только что закончил читать «Взлет и падение Третьего Рейха» Уильяма Ширера, книгу столь знаменательную, что я дважды перечитывал ее после (и собираюсь это сделать снова). Очевидно, мой самоуверенный и наглый вид немного впал в диссонанс с настроением Александра Михайловича, и он решил немного попрессовать малого:

- Сейчас нам всем Соболев расскажет, зачем была построена линия Мажино.
- Легко! Франция построила линию Мажино как оборонительное заграждение с целью возможного нападения немцев, в период между Первой и Второй Мировой войнами.
- Да ты что? А если немного подумать?
- ... Линия Мажино... Да, совершенно точно, это линия фортификационных и инженерных сооружений оборонительного характера. На границе Франции и Германии.
- Эх, Соболев, вот сестра твоя знала ответ на этот вопрос (моя сестра училась на 6 лет раньше меня в той же школе, закончила на серебряную медаль и подарила возможность для всех учителей упражняться в остроумии, в чем они себе почти никогда не отказывали).
- Но это так!!
- Нет, даже близко не так. Кто еще хочет ответить?
- НО Я ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИЛ!
- Соболев, не хочешь выйти на пару минут, проветриться, успокоиться?
- Я ВЫРВУ ТВОЙ ЯЗЫК И ПОВЯЖУ ЕГО У СЕБЯ НА ТАЛИИ!!!

Ладно, в конце я просто сидел, злой и расстроенный, досадуя, что так опозорился перед всем классом (и перед своей возлюбленной на тот момент). У меня уже был похожий замес с учителем географии, когда он сказал, что "Капитана Сорви-Голова" написал Майн Рид, но тогда я просто принес на следующий урок перечитанный вдоль и поперек томик Луи Буссенара. И весь урок красным и злым сидел уже сам учитель (и его сын, который учился в моем классе). Да, вот таким вот маленьким мстительным засранцем я был, во имя правды был готов портить настроение всем подряд. Но на уроке всемирной истории произошло преступление! Я знал, что я ответил правильно и, хотя к моему ответу можно несущественно привязаться, я был абсолютно прав. Я перерыл весь интернет (через модем, к слову), все энциклопедии, которые нашел дома. Меня обокрали. Обокрали и плюнули в лицо. Я уверен, что именно тогда моя любовь к истории и была проверена самым серьезным образом. И хотя проверка эта по ощущениям мало чем отличалась от колоноскопии, мне кажется я ее прошел.

Зачем я эту историю рассказал? Наверное, чтобы сразу предупредить всех, что «HHhH» Лорана Бине – это книга в первую очередь для тех, кто любит и уважает историю. Причем во всех ее деталях: десятки фамилий, географических пунктов, аббревиатур и так далее, в этой книге есть вот это вот все. Если все это не для вас, то браться за «HHhH» вам не имеет никакого смысла. Но если вы любите историю и историческую литературу так сильно, что никакой злой дядька вас не может от нее отвратить, то вы будете счастливы. Но давайте теперь по порядку.

В общих чертах, основная канва романа (а это все-таки роман на стыке фикшна и нон-фикшна) завязана на операции «Антропоид» - попытке чешских и английских силовых ведомств (руками одного словака Габчика и одного чеха Кубиша) устранить самого страшного человека Третьего рейха - Рейнхардта Гейдриха. Формально являясь только четвертым-пятым человеком в нацистской Германии, по своему влиянию Гейдрих вполне мог посоперничать с заместителем фюрера Гиммлером (собственно, «HHhH» и расшифровывается как Himmlers Hirn heisst Heydrich – «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом»). Именно он, Гейдрих, являлся основоположником политики истребления евреев и стоял у истоков появления концентрационных лагерей. По совместительству Гейдрих был протектором Чехословакии, так что поклонников у него, мягко скажем, хватало. И очередное, второе предостережение читателю - если вас ранит фашистский террор и его описания (а читать про то, сколько людей было истреблено и как - абсолютно ужасно), то вам тоже лучше эту книгу пропустить. Она не акцентирует на этом внимания, но и не игнорирует этот страшный вопрос. А там есть чем ужаснуться, поверьте.

Придется мне также отвадить от произведения Бине и хардкорных любителей истории. Я знаю, что есть и такие люди, которые тоннами потребляют тысячи дат и фамилий, прекрасно их помнят и воспринимают их как волшебную симфонию объективной правды. Любители дат и фактов, извините и вы, Бине с огромным удовольствием постоянно отвлекается на тысячу не относящихся к делу вещей: то он грустит по девушке, с которой он расстался пару лет назад, то он делится впечатлениями от фильма, который он посмотрел на досуге, а то и вовсе сбивается с мысли и пытается ее снова найти (например, пытается понять какого все-таки цвета был мерседес Гейдриха в день покушения - вопрос так и остается открытым). Также учитывайте тот факт, что французский писатель всячески игнорирует объективный тон изложения - каждый второй у него тряпка и болван (вполне заслуженно), а коллегу-писателя Сен-Жон Перса, лауреата Нобелевской премии 1960 года, он и вовсе оскорбляет («Сен-Жон Перс показал себя полным дерьмом. Сам бы он со смехотворной жеманностью чопорного дипломата сказал «экскрементами»). Правды ради, Лоран Бине почти через каждую страницу сообщает читателю, что это не учебник по истории, и что ж, он абсолютно в этом прав.

Кого я еще не успел отпугнуть от книги? Любителей почитать Гонкуровских лауреатов (я наткнулся на книгу именно таким образом)? Тоже мимо. Бине даже рядом не стоит с фестивальной литературой наподобие условного Уэльбека - он гораздо проще, доступнее и приземленнее. А если его сравнить с лауреатом Гонкура 2017 года, Эриком Вюйаром (его «Порядок дня» у нас тоже недавно переводили), который получил премию с произведением примерно той же тематики - то Бине так и вовсе предстает как легкомысленный юморист, который почем зря чехвостит напропалую исторических деятелей и перечисляет в какие компьютерные игрушки ему нравится играть. Но вот удивительное дело, это каким-то волшебным образом тоже работает. Да, градус серьезности понижен, но Бине точно не смеется над темой и событиями, относится к ним с огромным уважением и почтением. Ну просто важно ему постоянно егозить, если это слово можно применить к процессу литераторства. Так что, любители серьезных книг, имейте ввиду, что если тот же Вюйар - малюсенькая порция в мишленовском ресторане, то Лоран Бине - тройной Биг-Мак, да простит он меня за это сравнение (мне кажется, он бы согласился). А Уэльбек, коли мы его тоже упомянули, и вовсе духовная пища.

Если по каким-то причинам вы не попали ни в одну из вышеперечисленных категорий (и вообще дочитали до этого места), то мой вам совет, купите эту книгу, читайте эту книгу, лелейте эту книгу. Если бы великий Евгений Викторович Тарле дожил до наших времен, он бы, я надеюсь, писал бы похожие книги: насыщенные, динамичные, живые. Ведь такой формат гораздо более доходчив для тех, кто решил поинтересоваться вопросом в частности, и историей в целом. Ведь читателю гораздо важнее понять, что условный Геббельс в первую очередь был больным и кровожадным психопатом, а уже во вторую очередь министром пропаганды в фашистской Германии. Эта информация гораздо более ценна, поэтому как я рад, что Бине напропалую поносит своих персонажей, взять хотя бы французского премьера тех лет Даладье (о Персе мы говорили выше) - мне важнее понять мотивацию и природу человека, чем оценивать его регалии по "объективной истории". Да это субъективно и возможно не очень правильно (тот же Ширер себе такого не позволял), но это совершенно точно имеет право на жизнь, тем более если еще и реализовано таким остроумным человеком как Бине! Например, пару месяцев назад я читал другую книгу, где упоминалась конференция в Мюнхене, где решили судьбу Чехословакии (собственно, она так и называется - «Мюнхен», ее автор Роберт Харрис). Так вот, после прочтения этого неплохого шпионского триллера я был уверен, что премьер Великобритании тех лет, Невилл Чемберлен, был порядочным и справедливым мужиком. Комментарий Лорана Бине, французского писателя и Гонкуровского лауреата: «Стало быть, по крайней мере в одном чехи и немцы вроде как оказались едины: Чемберлен и его клика, считали те и другие, не более чем мерзкие жополизы».

Напоследок - обратите кстати внимание кто восторгается произведением Бине на задней обложке - тут у нас известный юморист Гари Штейнгарт, великий магический реалист Марио Варгас Льоса, американский психопат himself Бретт Истон Эллис. Ну очень разные люди. И все как один в восторге. Редко, когда такое увидишь, причем я склонен верить, что ни один из них не получил за свой отзыв Lamborghini Sesto Elemento, как тот же Стивен Кинг, которому, есть иногда такое ощущение, нравятся даже надписи на вкладышах из жвачки Love is.

Ну и совсем-совсем напоследок. У романа «HHhH» 346 редакторских сносок, которые убрали в самый конец книги (не делайте, пожалуйста, так больше, это дико неудобно). Листать книгу туда-сюда приходится постоянно. А знаете почему? Потому что этот список примечаний невероятно интересно читать, он составлен абсолютно блестяще и изобилует только интересными фактами. Ну, например, я вот всю свою жалкую жизнь был уверен, что «мавр сделал свое дело, мавр может уходить» - это из «Отелло» Уильяма Шекспира. Оказалось, что нет. Оказалось, что это Фридрих Шиллер и его «Заговор Фиеско в Генуе». Больше спасибо за это редактору Васильковой. И переводчице Васильковой тоже спасибо. Не знаю кто кем кому приходится, но по некоторым уликам похоже на идеально слаженную родственную работу. Превосходную работу.

Нет, ну и правда последний момент. Если вы все-таки попали в категории тех людей, кому эту книгу будет читать не очень интересно (хотя помните, что это всего лишь мое мнение), то для вас есть целый фильм! Называется он «Человек с железным сердцем» (хотя во Франции честно шел как «HHhH»). Актеры в нем играют, без шуток, замечательные, продюсировал чуть ли не лично Харви Вайнштейн. Сам пока лично не видел, но советовать кино сложно: оценка 6,4 на IMDB и жалкие 4,4 миллиона долларов сборов (при бюджете в 32 миллиона). Если хотите дерзните, мне почему-то кажется, что Гейдрих в исполнении характерного актера Джейсона Кларка должен был получится хорошим. Как и Гиммлер в исполнении любимца Гая Ричи Стивена Грэма.

Ну а вообще, не болейте и старайтесь читать хорошие книжки. Мир станет чуточку краше.

Ваш CoffeeT

Комментарии


Ваша школьная история достойна отдельной книжки мемуаров!


да нет, не думаю. в высших учебных заведениях было поинтереснее всяко


Небольшая поправка: Гейдриха звали Рейнхардтом)

да, спасибо, поправил!