Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

29 сентября 2020 г. 13:50

744

4 Что скрывается за белой краской?

Наверное, кому-то из читателей/зрителей пьесы посчастливилось увидеть "Чёрный супрематический квадрат" Малевича, но уверена на 100%, что слышал о нём каждый. А не рассуждал о его художественных достоинствах только ленивый. Всех "ценителей" подобного искусства можно условно разделить на три группы: 1) убеждённые поклонники, 2) не менее убеждённые отрицатели (как это вообще можно назвать искусством?!), 3) неопределённо-неустойчивая группа, которой сложно составить собственной мнение, так как никаких токов и вибраций от картины они не чувствуют, но и признать дерьмом предмет поклонения боятся, чтобы не прослыть ограниченными.
А теперь возьмём троих друзей: Сержа, Марка и Ивана, "Чёрный квадрат" заменим "Белым прямоугольником" и увидим вышеописанную сцену с разговорами об искусстве.

По-моему, она не белая. Когда я говорю «по-моему», я хочу сказать «объективно». Объективно, она не белая. Там есть белый фон, есть живопись в серых тонах… Есть даже что-то красное. Можно сказать, очень бледные оттенки. Если бы она была белой, она бы мне не понравилась. Марк видит ее белой… В этом его ограниченность. Марк видит ее белой, потому что он вбил себе в голову, что она белая. А Иван — нет. Иван видит, что она не белая.

Кстати, специалисты точно так бились над "Чёрным квадратом", исследуя слои картины методом рентгеноскопии и даже обнаружили и расшифровали надпись "Битва негров в тёмной пещере", которая считается авторской (по почерку).
Наши герои изучают оттенки белого. У каждого из них висит на стене картина (именно этим единственным элементом обстановки отличаются комнаты), что свидетельствует о принадлежности к армии ценителей предметов искусства. "На вкус и цвет товарищей нет" - гласит народная мудрость, все мы любим разные книги, слушаем разную музыку, любуемся разными картинами. Влияет ли на наши предпочтения мода? чужое мнение? цена?
Небольшой эпизод с белым полотном метр шестьдесят на метр двадцать вызвал такой накал страстей, что чуть не положил конец пятнадцатилетней дружбе. Какие только упрёки не летали в воздухе:
"Потому что он придворный льстец, раболепный, зачарованный ценой, зачарованный тем, что он принимает за искусство, от которого меня лично просто тошнит".
"Он не имеет права говорить, что эти цвета его трогают, потому что это ложь".
"Если тебя то задевает, значит ты подвержен чужим мнениям…"
"Я не верю в те ценности, на которых стоит сегодняшнее Искусство… Закон новизны… Закон сюрприза… Все это мертворожденное…"

Хуже то, что начавшись с мнения о картине, спор перешёл на личности, дошёл до рукоприкладства и чуть не привёл к краху...
Вот такая она, сила искусства)

картинка varvarra
Картина "Белое на белом" (Белый квадрат) Казимира Малевича.

Пьеса прочитана в играх Четыре сезона и Бесконечное путешествие, группе Драматургия.