Больше рецензий

IrinaPuzyrkova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2020 г. 21:35

345

5 Невероятно поэтичная и бескомпромиссная

С первых страниц этот текст захватывает и зачаровывает. Поэтичный, чувственный, изысканный, противоречащий устоявшимся представлениям о норме мир. Calofornia Dreaming, но не лобовые и нарочтые фантазии о Голливуде, а многослойный, путанный, странный мир, где от богемы до бомжа один шаг, где шваль из трейлера и роскошные дома совмещаются в одной реальности.

История отношений с матерью всегда противоречива. Она меняет направление в течение жизни. Мать и дочь - отношения близкие к сакральным, они всегда находятся где-то очень близко к ядру личности. В них сила и смерть, как в яйце.

На первый взгляд, Ингрид ужасна, конечно. И хочется, чтобы дочь скорее отбросила все иллюзии и рвала, рвала ее письма, пригвоздила ее к тюрьме навечно и все такое. Но если присмотреться, прислушаться, можно различить и другие мотивы.

Ингрид отравила дочь ядом олеандра, но она же дала ей противоядие. Отрава - это ужасная травма нелюбви. О том, почему эта женщина такая гениальная и такая психопатка, мы можем догадываться на основании крошечного фрагмента про ее собственную мать, покончившую с жинью, когда Ингрид было 13. Можно также опираться на представления о психологии и о том, что нет в мире ничего лишнего. Все инструменты, которые у Ингрид отточены как скальпель хирурга, появились почему-то и для одной цели - выживание. Физическое и психическое.

Не случайно выживание становится религией Астрид.

Итак, отрава - нелюбовь. Брошенность. Обреченность вечно скитаться в своей броне по миру, никому не веря, никого не любя и страшась любви как неведомой страшной силы. способной расколдовать защиту и растоптать беззащитную девочку, женщину в мире мужчин. This is a Men`s World.

А противоядие - красота, ум, культура, стойкость викинга. Если ребенок обречен проживать по жизни травму нелюбви, доставшуюся ему от предков, то снабдить его скальпелем критического мышления, живой водой высокого искусства, прививкой самоуважения, - уже немало.

Мне очень понравилось, что Джанет Фитч оставляет читательнице право оценивать в очень широком спектре. Пять лет назад ничего кроме ужаса к Ингрид я бы не испытывала. Это нормальная реакция нормального среднего обывателя. Которому жизненно необходима упорядоченность, умеренность и соблюдение правил. И принять хоть толику Ингрид - самоубийство. Теперь же я вижу, что Ингрид любила Астрид. И это был ее способ поддержать ее. И Астрид в итоге это приняла. И это не было неправильно, не было стокгольмским синдромом. Потому что в жизни нет ничего лишнего, ничего случайного, для всего есть причина и всему есть место.

Я сочувствую Ингрид. Она не хотела Барри. Он ее домогался как типичный вуменайзер, он ее сталкерил. Она защищалась от него холодными латами ледяных взглядов, потому что в глубине души понимала опасность связи с ним. И в глубине души она была потерянной девочкой, которую не любили. Нуждавшейся в любви. Он заставил ее сбросить латы и поверить в любвоь, довериться ему. Он ее использовал и бросил, как игрушку, потому что в мужском мире это нормально. Нет механизма, который бы его наказал. Быть бабником даже прикольно.

А ярость обманутой девочки страшна. Это безумие, это преступление, социопатия, но с точки зрения внутренних процессов Ингрид я могу понять, из какого чувства она эта делала. Как ранена была эта девочка, как огромна была ее ярость, потому что перед нами не ординарная девочка. Она превосходная: в красоте, в уме, в гордости, в изысканности. Одновременно великая и маленькая, беспощадная и ранимая.

Она бросила дочь на год. С точки зрения нормы звучит стремно. И для дочери это была травма. Но если у вас был младенец, высока вероятность, что вы были в этмо состоянии полного истошения и растерянности, когда уйти с друзьями на пляж и вернуться через год выглядит не таким уж безумием. А Ингрид была одна на белом свете. И она была бескомпромиссна. Одновременно уязвима и бескомпромиссна.

***
Сильный мотив греховности Астрид. Она постоянно озвучивает свою недостойность, вину - за то что соблазнила Рея, за то что не доглядела Кэрол. Но взрослому читателю понятно, что возгалать ответственность на ребенка - инфантилизм.

Все взрослые в этой книге - потерянные мальчишки и девчонки. Мать незрелая не только потому, что убивает из ревности, - она никогда не умела дать дочери любовь, тепло, безопасность, сама этого не имея и не зная. Приемная мать - потерянная алкоголичка, хорошая, в сущности, женщина, каждый день пытающаяся вывезти свою маленькую растрепанную жизнь. Рэй - взрослый мужчина, в которм подростка ударило войной во Вьетнаме. Не может противостоять соблазну любви к малолетке, к девушке, которая ему по внутреннему возрасту соответствует. Да сама система до чего нелогичня - травмированного ребенка отправляют в самые причудливые места, полные треша от начала и до конца... Все приемные родители - как на подбор отшибленные. Включая прекрасную Кэрол, которая себе взяла девочку, чтобы не сходить с ума.

И в конечном итоге выходит, что единственная выжившая во всем этом - Астрид, дочь викингов, возрождающийся феникс. Которая идет своей дорогой, все же зная, что мать ее любит. Никого больше в этой нкижке мать не любит так, как Ингрид любит Астрид.

Белый олеандр впитал всю боль, ложь и яд Лос-Анджелеса. Он не ядовит, он просто очередная жертва.