Больше рецензий

cadien

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2020 г. 13:17

484

3

Пока что самое слабое из прочитанных мною произведений Сарамаго. И если в книгах "Евангелие от Иисуса" и "Воспоминания о монастыре" витиеватый язык и своеобразный стиль писателя (т.н. "стена текста" с огромными абзацами, речью героев прямо в тексте, отсутствием деления на главы, а так же длинными предложениями, не уступающими порой даже Фолкнеру) были лишь дополнением к лихо закрученному сюжету, обрамленному элегантными описаниями главных героев, то в "Истории осады Лиссабона" сюжет отходит на второй план, и писатель ударяется в размышления не только о религии (какая же книга Сарамаго обойдется без этого), но и о писательском ремесле в целом.

События книги разворачиваются параллельно в двух временных пластах: в настоящем, где корректор Раймундо Силва не может определиться со своими чувствами к начальнице Марии-Саре, и в прошлом, где один из ключевых моментов становления Португалии - осада мавританского Лиссабона - начинает течь по руслу альтернативной истории, как только Раймундо Силва вносит свои коррективы в книгу, заменив частицу "да" на "нет". Взаимоотношения корректора и его начальницы перекликаются с историей любви португальского солдата Могейме и наложницы Оуроаны накануне взятия Лиссабона, однако герои прописаны довольно блекло и неправдоподобно. Некоторые диалоги Раймундо Силвы и Марии-Сары так вообще вызывали недоумение, ибо простые люди так явно не разговаривают. Возможно, одной из причин моего разочарования является то, что события прошлого и настоящего слишком часто чередуются не только между собой, но и с пространными философствованиями самого Сарамаго. В итоге читатель не чувствует привязанность к героям книги: история их любви блекнет по сравнению с историей Балтазара и Блимунды из "Воспоминаний", а внутренние переживания не идут ни в какое сравнение с терзаниями Иисуса из "Евангелия".

Будучи уже знакомым с творчеством писателя, я нисколько не сомневаюсь в его таланте, но, на мой взгляд, здесь он выбрал неверный подход, в результате чего книга оставила меня равнодушным. Остается лишь радоваться, что я начал свое знакомство с Сарамаго с других, более удачных, его произведений.