Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

23 сентября 2020 г. 20:00

536

3.5

Немного странная книга, которая впитала в себя сразу несколько существующих циклов Крапивина. Стать такой перемычкой между разными историями. С одной стороны действие здесь происходит вроде бы в нашей реальности. Сотовые телефоны фирмы «Nokia», реально существующие поэты и писатели, детали истории, даже Новочеркасский расстрел. Это все вроде бы показывает быт и проблемы реально существующих детей. С другой стороны, дело происходит в Империи, которая была, например во «Взрыве генерального штаба» или в «Прыгалке». Оттуда же пришел, например, десантный автомат Б-2, который фигурирует во многих других книгах. Правда в этой Империи почему-то не упоминаются окружающие страны из цикла. Может места просто не хватило. Ну и наконец, в-третьих, здесь есть детали и из цикла про «Великий Кристалл». Различные колеса и прочие волшебные вещи вроде оживления зверей и насекомых. Опять же Институт топологии пространств, который изучает другие измерения.

И все это на фоне довольно жуткой реальности, в которой дети — это такая разменная монета для различных организаций. Ювенальная Юстиция, которая может с легкостью забрать ребенка из семьи, без каких-то особых препятствий и причин. Буквально просто по произволу. А практически все государственные органы с ними заодно. Милиция, суды и прочее. Все что остается детям в этом мире — лишь надежда. На людей рядом, на друзей, старых и новых ну и просто на что-то абстрактное и магическое. Ну и не всегда это срабатывает. Это все-таки Крапивин с его подходом к реалистичности и поворотам сюжета.

С этой позиции часть про Кабула вообще выглядит чуть ли не чернухой. Настолько там видна вся безысходность этой системы и государства. Даже проблески какой-то надежды в виде омбудсмена не всегда могут помочь и разогнать сгущающийся вокруг героя мрак. Только кажется, что вроде бы все налаживается, как судьба подкидывает очередную гадость, бьет с новой стороны. Тут мне кажется, что Крапивин слишком уж сгустил краски. Чересчур жутковато получилось. Плюс еще история с книгой, которую пишет руководитель местного лагеря. Мне показалось это чем-то вроде местной шутки про литераторов, которую я просто не понял.

Да и концовка здесь получилась какой-то излишне торопливой и даже поспешным. Как будто пришел «хороший» Институт и все порешал, приобрел землю и часть района. Такой себе «deus ex mashina». Да и решение проблем у всех героев как-то само собой нашлось. На фоне творящейся вокруг несправедливости, в течении всей книги, это выглядит действительно слишком уж быстро и даже суетливо, что ли.

Так что с одной стороны здесь очень Крапивинская история. Про детей, которые совместно с теми взрослыми «кто видит фонарик» сражаются с государственной машиной. Про дружбу и радость детства. С другой стороны — очень уж мрачная книга получилась. На мой взгляд, неоправданно мрачная, словно автор специально сгущал краски, чтобы показать все это еще страшнее. Чтобы это было максимально похоже на такую битву Давида и Голиафа. Ну а концовка здесь скорее для того, чтобы побыстрее разобраться с сюжетом и показать, что все будет хорошо, пока есть дружба.