Больше рецензий

20 сентября 2020 г. 20:32

1K

0 "История" бессмертна

Первоочередный вопрос, возникающий применительно к труду Геродота сегодня - насколько актуально его творение и существует ли вообще какая-то эффективность от его прочтения. Издревле сложилось так, что если человек претендует на звание цивилизованного, образованного и культурного, или, как минимум на один из этих эпитетов, то подобного рода литературные памятники должен воспринимать с благоговением, без грамма критики. Но, положа руку на сердце, можно ли утверждать, что сегодня в век информационных технологий, когда историческая наука сделала гигантский рывок вперед, а любые сведения можно получить и усвоить мгновенно, что в это время нужно читать Геродота и если да, то зачем это делать?

Для ответа на данный вопрос нужно, естественно, хотя бы в общем виде рассмотреть из чего же фактически состоит "История"? В первую очередь отметим следующее - литературный памятник Геродота является в принципе одним из первых и точно первым сохранившимся историческим трудом. То есть следует иметь ввиду, что до него история как таковая существовала в виде мифов, сказаний, легенд, передаваясь из уста в уста в качестве фольклорного жанра, что естественно крайне размывало для повествования границы объективности. Геродот - это не просто историк, это качественное изменение, скачок вперед к новым формам изложения. До него любая история полнилась рассказами, в которых граница между здравым смыслом и волшебными чудесами, творящимися руками великих исторических личностей отсутствовала в принципе - всем нам хороши известно насколько Боги были вхожи в мир человеческий, будучи в нем настолько же объективны и естественны как любые существа из плоти и крови. Фактически именно они творили действительности через всевозможные знамения, явления и прочие атрибуты сверхъестественного присутствия. Геродот же, на ближайшие два с половиной тысячелетия, решил задать планку для исторического исследователя и объективировал свое повествования даже сверх того насколько это было возможно в его время.

Так называемые оракулы, Пифии, которые по сути и задают тон всему ходу истории, у него большей частью являются либо малопонятными толкователями, либо, что конечно же гораздо чаще, хитрыми инструментами в руках враждующих политических сил. В глазах Геродота оракул уже утратил священнический статут, и так же как все смертные, подвержен личной симпатии к той или иной политической группе, которая крайне успешно подогревает ее денежными поощрениями. Естественно, стоит понимать, насколько для своего времени это было смелое и откровенное развенчивание культа. При этом само сокровенное ядро сверхъестественного историком пока не ставится под вопрос - Боги еще живы и ждут своей судьбы, чтобы пасть под напором близящегося скептицизма с одной стороны и христианства с другой.

Во-вторых, стоит отметить следующий момент - стилистически книга останавливается где-то на полпути между очаровательно притягательностью древних мифов и современной исторической наукой, опирающейся на сухие факты и цифры, способной под любое обстоятельство подвести тысяча и одно объяснение (политическое, социальное, экономическое, психологическое), но только не истолковать его как что-то необъяснимое или сверхъестественное. Величие же Геродота в том, что он берет лучшее и от прошлого и от будущего. Только прочитав Геродота можно понять - почему исторические фигуры того времени воспринимались как боги, а герои были осияны ореолом чудесного. В их описании Геродотом чувствуется какая-то неземная власть, которая с течением времени все более растворялась в демократиях и либерализме, причем первая относилась к восточным царям - Киру, Ксерксу, Дарию, а за вторую отвечала западная половина человечества - греческие полисы.

Фактически этому противостоянию - греков и варваров, востока и запада, государства силы и цивилизации разума и посвящена вторая, в высшей степени популярная половина книги, послужившая источником вдохновения для многих литературных и кинематографических произведений. Стоит отметить, что поход Ксеркса в Элладу, легендарная битва Спартанцев при Фермопильском ущелье, объединение разрозненных греческих полисов перед общим врагом и является кульминацией книги. Вся эта часть, охватывающая книги с пятой по девятую выполнена, в эпическом ключе и представляет из себя готовый сценарий для сумасшедшего летнего блокбастера - очевидно подражая во многих отношениях Гомеру, Геродот отлично удерживает саспенс и размеренно преподносит действие на протяжении сотен страниц, отчего не остается никаких сомнений в его нереализованных драматических талантах.

Однако далеко не вся История может похвастаться повествовательной динамикой. Нечасто, но ощутимо Геродот отходит к чисто документальному исследованию, во всех подробностях описывая окружающую местность и родословную персонажей. Конечно, сегодня простому читателю такие данные представляются ненужным балластом, но нужно понимать, что для исторической науки в целом эта информация попросту неоценима. Учитывая уровень развития географии того времени, Геродот буквально исчерпывает представления своих современников об окружающем мире, как обычно изъясняясь с максимальной объективностью, избегая ложных слухов и домыслов. Следует принять во внимание, что он фактически составит полное описание всех народностей и мест их обитания своего времени, чего с такими подробностями до него сделать не могли ввиду отсутствия источников информации или уровня образования. Грубо говоря, это был еще один качественный шаг вперед, за счет которого след Геродота остался в истории навсегда.

В целом же, что касается стилистики, то стоит сказать, что автор вполне вписывается даже в сегодняшнюю современность, не говоря обо всех тех эпохах, которые пережило его творение. Пробуксовка нарратива на описании местностей или предках героев многократно компенсируется примечательными историями из жизни и быта великих людей. При этом, что в них подкупает, так это - непритязательная объективность. К примеру, книга изобилует историями о самых невероятных жестокостях со стороны правителей, но Геродот ни по одному из пунктов не высказывает никаких суждений. Читая его книгу как никогда понимаешь, что отрубание голов, сожжения, закапывания заживо, сажание на кол, сдирание кожи - вещи для того времени практически обыденные. В другом отношении, Геродоту также удается описать характер действующего лица, для чего ему необходима всего одна ситуация, так что читатель понимает - то были времена не только великих правителей, но и великих душ.

Итак, возвращаясь к вопросу об актуальности Геродота и его пользе. Конечно, обязательно стоит ознакомиться с первоисточником исторической науки как таковой и при этом уяснить, что уже в момент зарождения она была во многих отношениях даже более совершенна, чем сегодня. Да, может быть ей еще не хватало фактов, но возвышенный язык и монументальный стиль изложения не позволяли читателю отвлекаться, непритязательность автора по отношению к происходящему внушала уважение, а религиозный нонконформизм и сегодня вызывает восхищение. Эта книга напоминает чистый горный родник у самой вершины, который чем дальше спускается, тем больше несет с собой сора. В сегодняшнюю эпоху глобального плюрализма создание подобного труда уже невозможно, отчего ценность "Истории" кратно возрастает. Остается только замереть перед этим неведомым зверем иных тысячелетий, понимая насколько правдивы его заблуждения и насколько же лжива вся наша правда. Но к счастью есть еще "издревле у людей мудрые и прекрасные изречения, у них и следует нам поучиться". Так же учился и сам Геродот. Но это уже совсем другая "История".