Больше рецензий

20 сентября 2020 г. 15:59

1K

4 Спойлер мне не зашло, но книга, наверно, хорошая

сразу предупрежу: книга мне не нравится, поэтому могу быть предвзятой, но постараюсь остаться адекватной.

я бы советовала сначала читать книгу, потом смотреть "Кролика Джоджо". или не читать вообще - просто смотреть. потому что я сначала посмотрела фильм, и, думаю, это сильно повлияло на мое восприятие книги. у этих двух общее только то, что есть мальчик-нацист и есть девочка-еврейка.

у меня создалось ощущение, что книгу написал мужчина (хотя это же не так). все эти описания эротических фантазий мальчика, этот фокус на внешних данных девочки, эпизоды, где описывается стыд девочки по поводу менструаций и испражнений - так обычно пишут мужчины, которые романтизируют внутренний (и внешний) миры своей героини. от женщины я ожидала чего-то более приземленного, что ли, или более... не знаю... не такого тошнотворного. от фразы "сегодня ночью в своих снах я впервые овладел Эльзой" мне хотелось отложить книгу.

я как-то слышала мнение, что Тайка Вайтити (режиссер "Кролика Джоджо") поступил правильно, "омолодив" главного персонажа, сделав его десятилеткой. я согласна. про десятилетку смотреть было интереснее: забавно, иногда грустно. его детское обожание Гитлера - это и страшно, и смешно. его отношение к евреям - грустно, но, по абсурду своему, тоже смешно. а в книге мальчику 15 и дальше, и вот тут вообще уже не смешно. я не говорю, что не нужны серьезные истории о том времени - нужны. но больно этот мальчик противный. вот прям ужас. я не могу читать книгу, если я не симпатизирую главному персонажу (от лица которого, к тому же, читаю). а тут он меня прям бесил.

в фильме мальчик выпинывает своего внутреннего Гитлера в окно, тем самым знаменуя перемену своего мировоззрения. в книге я не поняла, когда у мальчика поменялось чего-то там в голове. подозреваю, что ничего не менялось. он все также относится к евреям как к недолюдям - просто теперь он хочет одну из них (примерно как герой Ральфа Файнса в "Списке Шиндлера"). и тут не любовь от слова "совсем". тут именно похоть. потому что мальчик, чтобы Эльза никуда не исчезла после окончания войны, говорит ей, что победила Германия. поэтому Эльза прячется в каморке и никуда не уходит, а Йоханнес счастлив. он знает, что она несчастна. знает, что ей некомфортно, страшно, грустно, скучно. волнует ли его это? нет. его волнует только, сможет ли он склонить ее к сексу когда-нибудь. а до тех пор он готов держать ее в каморке столько, сколько понадобится. просто "Красавица и Чудовище" под свастикой.

я, честно скажу, не дочитала книгу. бросила ее, когда мне оставалось каких-то 100 страниц до конца. я просто не могла читать дальше: и скучно, и неприятно.

справедливости ради, добавлю, что язык хороший, перевод качественный, книга неплохая. мне лично не зашла, но я не отрицаю, что эта книга сильная и достойна всяких почестей.