Больше рецензий

13 мая 2012 г. 11:44

6K

3

Не играют мальчики и девочки в игрушки
Прячут от родителей колёса под подушкой
Кто барыжит, кто торчит, кто в лечебнице лежит
Им, по-моему, не важно, о чем мама говорит

                                                           Не Будите Спящих

В этом мотиве есть какая-то фальш
                                                           Цой

  Поехали.
  Встречаем по обложке. Обложка говорит о том, что оригинальное название книги "Wir Kinder vom Bahnhof Zoo" ("Мы дети с вокзала Цоо") отечественные издатели трансформировали в интригующе-пафосное "Я, мои друзья и героин". Следующая страница представляет собой сборник прописных истин о вреде наркотиков, начинающийся словом "Ребята!" и заканчивающийся подписью "Юрий Шевчук и ДДТ". (обхватив голову руками, в углу сидит басист. Барабанщик нервно ходит из угла в угол. Ритм-гитарист у окна задумчиво смотрит в звёздное небо. Вокалист комкает очередной исписанный лист. Муки творчества: группа ДДТ в полном составе сочиняет предисловие, ага) После предисловия идёт... второе предисловие, на сей раз некоего Леонтьева. Вообще, издание (учитывая послесловие, мрачные иллюстрации и список организаций-спонсоров) носит надзидательно-нравоучительный характер, как брошурка свидетелей Иеговы. Раздражает, если честно. Что же касается содержания, то это биография, следовательно есть

  героиня. Кристина далеко не подарок и симпатии явно не вызывает. Любовь к животным вряд-ли может компенсировать жестокость, дерзость, вульгарность и эгоизм. Да, суровое детство деревянные игрушки залитые бетоном игровые площадки, унылые пейзажи спальных районов, чахлая растительность и злобные управдомы. Позже к ним добавятся циничные полицаи, безразличные соцработники и бездушные педагоги. Бедняжку Кристину с самого детства окружали сплошные уроды, консерваторы и садисты. Одна она в белом платье в христианском клубе сидит красивая. С бокалом пива и косяком. Вообще, раздражает постоянный перевод стрелок, мол, "это не я, это все бездушное общество" или "я, конечно, поступила плохо, но это же не я, а наркотик внутри". На Гордость Советов, общую равную, рабоче-крестьянскую и прочия и прочия среднюю школу героиня смотрит, как бодибилдер на ботаника. Опять же, окружающие её обыватели -- низшая каста, бухари да дурачьё. То ли дело -- её

  герои. Пример для подражания, эталон "нормальных пацанов" для двенадцатилетней планокурши -- игловые. Уравновешенные, "ровненькие", циничные, глядящие на мир широко распахнутыми зрачками, вечно разговаривающие только о ширеве да мусорском беспределе. Никому не рекомендующие вмазаться, но сами мажущиеся регулярно. Попав в их круг, малышка Кристин быстро скатывается (подымается?) до их уровня, что её особо и не парит. Среди перворядных героев можно выделить лучших подруг -- Бабетту и Стеллу (периодически кентует то с одной, то со второй, как говорится, "против кого дружим"), лучшего друга (он же первая любовь, миньетчик и брат по игле), маму (красава вообще, три года не замечать, что у дочери вес килограммов тридцать и все вены в дырах. Комарики, небось, покусали, ага), папу (садист, тиран и деспот, содержит младшую сестренку, не дает колоться и возит отдыхать в Италию. Ну не урод ли?). Биографии героев второго плана поразительно похожи: родился в неблагополучной семье-попал в клуб "Саунд"-через пару месяцев попробовал героин-через пару лет умер. Да, кстати

  Героин. Аптеки Берлина 70-х годов -- рай для наркомана. Тут тебе и валиум, и метадон, и всевозможные антидепрессанты, и даже чистый эфедрин (sic!) в капсулах. Живи и радуйся! Но пиплам надо героин. Цена -- 40 марок за чек, чек -- два раза на двоих, итого 10 марок дозняк. К примеру, порция картошки в столовой -- 2.5 марки, путём несложных вычислений получаем, что (в моём родном городе в наше время) доза стоила бы около $3.5, приблизительно пять бутылок пива. Учитывая, что геру найти проще, чем гашиш (!), не удивительно, что малолетки подсаживаются на него всерьез и на долго (читай: до конца).

  В итоге. Книга получилась очень субъективной (автобиография жеж -- К.О.). Девочка по совету врачей описала свою жизнь так, как она её видела. Другое дело, что потом эту писанину "доработали напильником" издатели. И конкретно так доработали. Во-первых, какая-то дама чертыхаясь расставляла запятые и артикли -- ну не может девочка в 12 лет забившая на учёбу, писать грамотно. Потом какой-то высоконравственный дяденька выпилил все трешовые сцены -- уверен, что в выполненном в духе поцсоцреализма жизнеописании проститутки-наркоманки их было выше крыши. Потом какой-то досужий журналюга навестил маму-папу-следователя-врача и взял у них интервьюхи. Этими интервьюхи потом разбавили текст -- и книга сразу стала похожа на американскую телепередачу. Типа видеоряд, документальные съемки и -- лирическое отступление: "говорит Полиграф Полиграфович, очевидец тех событий". Это значительно подпортило всю картину. Вообще, если на то пошло, Кристина никого ни к чему не призывает, себя в роль поборника зависимости не ставит, просто рассказывает стрёмную историю. Финал книги загадочно обрывается ни на чем, автор дописала биографию до момента "и вот я написала книгу". Дальнейшая её судьба, рассказанная в послесловии, в который раз подтверждает, что "бывших наркоманов не бывает". Но "великой эпохе нужны великие люди", и Кристину возвели в культ: то ли мученица, жертва лихих 70-х, то ли героиня и пример для подражания. Такой себе суровый антиторчковый агитпроп. Лично для меня книга стала не больше, чем срезом истории; высокой художественной ценности в ней не нашел, в очередной раз проскользнула мысля "не, я героином мазаться точно не буду", да и всё. А, да, респект переводчику: дотошно вникнув в наркоманский сленг, он вполне правдоподобно адаптировал текст к русскоязычному читателю; радуют глаз до боли знакомые словечки "машина", "струна", "кислый", "контролька" etc

Ветка комментариев


Вообще странный выбор, я бы сто пудов мимо подобной книжки прошёл. Давай лучше на Прилепина или... "Онегина"! )) К первому примеряюсь сам, но побаиваюсь, что окажется зашкал "пацанской" темы.


Мне её подарили, сам бы тоже не покупал. На "Онегина" рецка в процессе, я её в стихах пишу, написал половину -- и муза ушла. Вернётся -- допишу и выложу.

Прилепин, кстати, оказался няшечкой, а я так хотел пацанского трешняка...