Больше рецензий

shulaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2020 г. 15:00

1K

5

Как- то внепланово взялся почитать полюбившегося ранее Л. Леонова, теперь из раннего, и опять остался в ошарашивающем восторге. ''Барсуки'' - на мой вкус - книга, в которой прекрасно и гармонично всё. Налицо гармоничное сочетание высочайшего нарративного мастерства (то есть умения написать повествовательно плотную книгу, где интрига живёт и бушует с первой до последней страницы), мастерства создания запоминающихся персонажей, персонажей действительно живых, психологически достоверных, логика их поведения писателем подана так, что следить и анализировать их архиинтересно, в то же время эти персонажи подобраны именно как типажи эпохи перехода от дореволюционной к послереволюционной жизни, эти персонажи историчны в лучшем смысле слова. + Мастерство воссоздания социально- психологической динамики крестьянского бунта от самых его зачатков, до логического завершения в его подавлении советской властью. + Особая изюминка, видимая глазами человека с историческим образованием: книга Л. Леонова помимо всего прочего с доходчивостью высококлассного писателя- творца показывает социально- исторические корни причин жестокости нашей гражданской войны. Леонов видит и показывает то, чего не хватает таланта увидеть и показать у многих современных историков - связь жестокости и тупой злобы гражданской войны с жестокостью и тупой злобой дореволюционной царской России. Намекну читавшим, а нечитавшие да прочтут и поймут - свинулинские гусиные бои и последующий раздел села Архангел на два враждующих села - Гусаки и Воры - это символ мощнейший, густейший и по уровню художественного совершенства близкий ко многим символам из трудов Гоголя и Достоевского. Тут вам, господа- товарищи, не боевички американские смотреть, тут думать и чувствовать надо, тут у Леонова каждый может поучиться искусству вдумчиво воспринимать великую, кровоточащую, одну из самых сложных в мире - русскую крестьянскую душу... На социальном уровне - это просто - Л. Леонов критикует самодурство старорежимного помещика и крепостничество как историческое явление вообще. А попытайтесь проанализировать сюжет на метафизическом уровне, на уровне понимания конфликтов с богословской точки зрения - дом разделившийся надвое в себе не устоит - и перед вами откроются смысловые бездны простого вроде бы остросюжетного леоновского повествования...
Заметьте, если будете читать, детальку - восставшие против советской власти крестьяне- барсуки под руководством Семёна и Мишки Жибанды, относятся к церкви и священничеству с тем же, если не с большим пренебрежением, как и представители советской власти. Эта деталь магистрального, судьбоносного значения в моём понимании.
+ Архиважно. Л. Леонов учит современных исследователей гражданской войны величайшему вниманию к мелкой казалось бы специфике гражданской войны в каждой отдельной области. Без областнической специфики не разгадаете Вы кода русской гражданской войны - не говорит, но кричит книга Леонова.
+ Для наилучшего понимания истории гражданской войны нужно помнить неимоверно сложную динамику мотиваций и личностей, и социальных групп от начала 20 века до эпохи Сталинской стали. Тут ой как показательна жизненная линия персонажа Савелия, отца враждующих лидеров-братьев, большевика Павла и крестьянского анархиста Семёна. Смотрите - казаки как царские представители в 1905 году репрессируют нагайками добродушного по природе Савелия ---> исход в пьянство у него. Исход в идеологическую озлобленность, разную по идеологическим векторам у сынов. Павел ненавидит эксплуататоров, Семён ненавидит город, который казачьей силой пытается подчинить себе деревню. Павел станет пролетарием, Семён - крестьянином, оба школу воинственности пройдут на 1 мировой. Может, тут вот на что стоит обратить внимание - казачество само по себе сгусток противоречий - как орудие царских репрессий и последующий объект репрессий советских [троцкистских - немаловажная чёрточка эпохи] - стало триггером, спусковым крючком всей эпохи русских революций ещё до 1905 года. И смотреть на этот триггер, на этот сгусток нужно крайне внимательно, крайне основательно, ещё с эпохи того, как отдельные несознательные чиновники использовали казачество как репрессивную силу для возгонки еврейских погромов.
По монументальности, по исторической проникновенности книга Л. Леонова ''Барсуки'' сродни шолоховским шедеврам - ''Тихому Дону'' и ''Поднятой целине''. История и искусство понимания души человеческой даны в этих книгах в нерасторжимой спайке.
---
И совсем напоследок. Тема технологии подавления крестьянского бунта, подавления не только силой, но и пропагандистским увещеванием, зародила у меня особый интерес к тому, сколь разными были линии отношения к крестьянскому вопросу у разных лидеров большевиков - у Ленина, у Сталина, у Троцкого, у Свердлова, у Бухарина, у других. Надо будет внимательнее этот хитрый вопрос изучить. Чувствую, это готовит немало заковыристых открытий... + Вопрос отношения анархистских теоретиков и практиков (Кропоткин, Махно, Эйхенбаум- Волин) к большевикам. Вопрос очень интересный и, учитывая горячую современную практику и в Евразии, и на Американских континентах, не лишённый актуальности.

Комментарии


Спасибо огромное за такой подробный анализ произведения, однозначно включаю в свой список. Пробел у меня с Леоновым. Когда-то давно его "Русский лес" был в планах, так и пылится на полке у родителей((( Надо исправляться.


Рад, что Вам понравилось. Благодарю за комментарий.
Честно говоря, я и сам довольно мало читал произведений Леонида Максимовича, но большинство прочитанных произведений (я читал из ранних - до 1941 года) оставляли меня в восторге. Леоновскому стилю характерна глубокая укоренённость в русской классике 19 века, я в его произведениях усматриваю ненавязчивую перекличку с темами и манерой обсуждения тем с такими мастерами как Достоевский, Тургенев, Чехов; нерасторжимость психологии героя и истории Родины у Леонова идёт, возможно, от Толстого, а, может быть, от прямого учителя в писательском мастерстве - от Горького.
А роман ''Вор'', коим я восторгался лет пять- шесть назад - это песня, это нечто настолько прекрасно- чарующее, нечто доводящее до такого потрясающего эстетического восторга, что я передать не могу, и, скорее всего, никогда не рискну писать на него полноценную рецензию, иначе опошлю, будет крайне стыдно... Там мастерство во владении русским языком доведено до степени максимального совершенства, на мой дилетантский вкус - выше только Пушкин.
''Дорогу на океан'' я недопонял, и потому написал на неё слабоватую рецензию (больше обворчал в силу своего непонимания, чем прорецензировал), до сих пор висит на сайте, может, даже зря... В ''Дороге'' описывается предполагаемая Леоновым советская история будущего, но весь смак в том, что Леонов писал её в тридцатые годы, без травмирующего опыта сороковых, и колорит в этой истории был совершенно особый, нам, живущим в послезнании 20 века, абсолютно непостижимый, а потому - завораживающий...
До ''Русского леса'' я тоже всё ещё не добрался. Леоновские недоброжелатели из кожи вон лезут, чтобы доказать, будто этот роман конъюнктурен, потому что из всех остальных произведений он наиболее комплиментарен к советской власти, но даже те самые недоброжелатели не отрицают, что сюжетно роман весьма интересен и посвящён предельно актуальной экологической проблематике.
А ''Пирамида'' - это вообще легенда, эта глыба, повергающая в трепет... Огромный мистический роман о судьбе России в 20 веке, главный герой этого произведения - Иосиф Виссарионович Сталин... дискутирующий с ангелом. Леонид Максимович писал роман около 40 лет, и предоставил его к публикации будучи мудрейшим старцем свыше 90 лет. От одного осмысления кратчайшей истории создания этого произведения дух замирает, а какие открытия готовит прочтение... Не знаю, когда доберусь до него, но доберусь обязательно. К таким эпохальным трудам нужно готовиться предельно тщательно.
Мира Вам, здоровья, хорошего чтения и радости от жизни!


Спасибо за такой развернутый комментарий.

А роман ''Вор'', коим я восторгался лет пять- шесть назад - это песня

А ''Пирамида'' - это вообще легенда, эта глыба, повергающая в трепет..

Постараюсь прочитать все. Так замечательно Вы пишите об этих произведениях.
Только несколько лет назад открыла для себя Лескова, даже как-то обидно за себя стало) что так поздно. Сейчас Леонов в планах.


Ну теперь после такого комментария даже боюсь браться за рецензию к "Вору", который меня очень зацепил. А "Барсуки" только начал читать, это последний не прочитанный роман Леонида Максимовича, ну кроме "Пирамиды" конечно.


Вы беритесь, у Вас замечательно получится, я верю.


Написал рецензию на "Вора" по Вашему совету, как reader481864.