Больше рецензий

lwy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2020 г. 20:26

1K

1

Первое ощущение: автор пытался сделать что-то вроде «Dark Souls», только в литературе. Читатель должен сам составить картину мрачного мира из осколков информации, раскиданных по тексту. Это могло бы сработать, если бы автор параллельно не преследовал ещё одну прямо противоположную цель – показать, что это не просто фэнтези, а «всё, как в жизни». Всю книгу он будет юзать всего один повествовательный приём (других там нет). Работает это приблизительно так: вводим героя (ну и ещё одного героя, чтобы первому было не так тоскливо помирать), убиваем одного или всех в первой трети рассказа (книга состоит из рассказов, объединённых редкими героями-счастливчиками, которых автор прикончит самыми последними, и собственно местом действия – а не общим сюжетом, например!), а оставшаяся часть рассказа… она просто есть. Всё, как в жизни: нереализованные возможности, смерть, которая может прибрать любого в любой момент и т.д.

Но это же литература, Карл! У неё есть определённые «правила игры», которые нельзя просто взять и отменить. Иначе зачем мы это читаем? Мы и так знаем, что в жизни часто нет сюжета с завязкой, развязкой, интригой, что в жизни нет чёткого и логичного развития событий, зато полно внезапно оборванных «сюжетных линий». Фэнтези читают не для того, чтобы получить по башке артхаусным экспериментом! Экспериментом, кстати, чрезмерно затянутым. Для доказательства мысли, что жизнь в отличие от литературы нелогична и непоследовательна, достаточно было бы всего одного рассказа, а не этого «кирпича». Так что впечатление от книги приблизительно такое же, как от анекдота, который тебе рассказали больше тридцати раз.

Где-то с середины «Легенды» я уже могла предугадывать все авторские ходы. Если персонаж говорит, что он обязательно вернётся, он никогда не вернётся. Если персонаж хочет отомстить, у него ни за что это не получится. Если на горизонте замаячит любовная линия – либо один из персонажей умрёт, либо они банально расстанутся, словно ничего и не было. Оставь надежду всяк сюда входящий! Если есть, что оставлять. Но автор надеждой даже издалека не машет, потому что поддерживают её другие повествовательные приёмы, которые он, похоже, презирает и потому принципиально не использует.

Персонажи – всего лишь марионетки в его руках. Их единственное назначение – показать, что энтропия всегда побеждает. Но в исполнении марионеток эта мысль не цепляет за живое, а вызывает лишь тоску и скуку. По сути, на гордое звание героя романа здесь могут претендовать с некоторыми оговорками только двое: девушка-лучница с чужими глазами, которая посвятила всю свою жизнь мести стервятникам, и девушка, которая хочет стать котом-воителем. Все прочие легендарные персы Громбеларда, несмотря на заявы автора, что без них Громбелард будет обычными горами с ветром и дождём, всего лишь статисты или персонажи второго плана, склонные к внезапным смертям. Померли и померли. Гранит им пухом.

Теперь о лоре. Он был бы неплох, если бы был прописан хоть чуть-чуть побольше. Автор слишком увлекается «выпиливанием» всего и вся, чтобы уделить ему достаточно внимания. Концепция Громбеларда слегка смахивает на «Сталкера»: мрачняковое место, где есть аномальные зоны с неким аналогом радиации-магии (Ленты, Полосы) и странные артефакты. Вместо мутантов – разумные стервятники-«контролёры» да разумные коты-воители. Разбойники тоже наличествуют. Нет только сталкера. Никого из основных героев всерьёз не интересует, почему в Громбеларде всё так странно устроено и откуда это взялось. Всё ж, как в жизни: никаких путешествий в незнаемое – рутина и ещё раз рутина. Вместе с персонажами патрулируем горные тропы, помираем, изредка отстреливаем стервятников, иногда встречаем новичков, помираем, объясняем им что почём, убиваем, патрулируем горы, отстреливаем стервятников, помираем... Охоту за артефактом из «зоны» нам покажут всего один раз, и описано это как прохождение какого-то побочного квеста. Добытый котом артефакт никак не повлияет на сюжет и вообще ничего не изменит. Как и действия всех персонажей в общем-то.

Автор пытается немного в «игру престолов», но тоже бросает это на полдороге.

Итого: не фэнтези и не артхаус, не «Сталкер» и не «Dark Souls».

Хотя дарка в это фэнтези набузырили от души: ни черта не видно – ни интриги, ни сюжета, ни героев, ни Громбеларда.