Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 сентября 2020 г. 08:13

983

4.5 И грянул гром

В «Винсенте Ван Гоге» Гансовский упомянул, что овладевшее временем человечество наказывает преступников, отправляя их в отдаленные эпох. Позже он вернулся к этой идее, развернув ее в любопытную повесть.

С одной стороны, сюжет лишен загадки и раскрывается читателю на первых страницах (лишь только само совершенное преступление остается неизвестным до финала) – вот наш дряблый преступник, изнеженный горожанин будущего, заброшенный пенитенциарной машиной в кембрий. С другой стороны, мастерство автора в том и состоит, чтобы сделать из предсказуемого сюжета (их вообще раз два и обчелся, Борхес не даст сорвать) интересное произведение. Этим Гансовский и занялся, начав прокачивать своего героя морально и физически.

Произведение состоит из странного сплава самосовершенствования героя и описания удивительных миров, которых в повести четыре (если считать мир будущего). Каждый раз, когда герой погибает, его перекидывают поближе к будущему – так он, надо полагать, отсиживает свой срок. За кембрием следует мел, жуткая Бойня, где наш герой выживает среди поедающих друг друга динозавров. Инфернальная картина, Ефремов мог бы оценить всю степень энтропии. Затем, внезапно, герой оказывается в XVIII веке, где пытается стать прогрессором (волновала эта тема советских фантастов, ой волновала).

Автор умен, умеет создавать миры, поэтому эти скачки, несмотря на неочевидность выбора эпох, сливаются в общее полотно роста героя. Мораль сей сказки проста и хороша – когда увидишь в потоке людей знакомого, который как будто постарел на десяток лет и стал мудрее, возможно он недавно оттуда, где ящеры жрут друг друга или где пустынный континент без жизни, которая еще не вышла из моря. А может и из тех времен/краев, где крепостные гаремы, где людей продают, а помещики предаются псовой охоте. И как-то он, этот постаревший возвращенец, явно больше стал он ценить простой и уютный современный мир.

Комментарии


Да, Гансовский хорошо описывает эволюцию человека и получилось вполне правдоподобно. Мне больше всего там нравятся первые части (кембрий, мел) и финал.
Как-то у него все получается довольно оптимистично и при этом - правдоподобно. Это характерно для всего его творчества, не только данной конкретной вещи.


Хорошо он писал и, думаю, искренне. Мел в этой повести потрясающ, я помнил подробности полтора десятилетия, это что-то должно значить)


Если на эту тему посмотреть совсем общо, совсем глобально - почему советских фантастов волновала тема прогрессоров? Может, ещё и потому, что 3 ключевых родоначальника СССР - Ленин, Сталин, Троцкий - эти 3 величайших прогрессора, 3 представителя очень разных психологических типов прогрессорства, а где как не в фантастике изучать эти типы? :)