Больше рецензий

pracsed

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 мая 2012 г. 21:27

246

3

Когда-то эту сказку знал каждый ребенок, сейчас это название разве что вызовет смутную ассоциацию с тремя орешками, в каждом из которых скрывается принцесса. Точно так же имена Кьяри и Гольдони известны в наше время узкому кругу специалистов, тогда как разношерстная итальянская (и не только) публика 18 века до колик смеялась над талантливой пародией, доведшей до абсурда слезливость и нелепость пьес этих поэтов. Так, сделав из сказки комедию и сдобрив ее злободневными намеками, Гоцци стал знаменит в качестве драматурга (по крайней мере, так гласит легенда).

В том виде, в каком я ее читала, пьеса скорее напоминает костяк сценария со стихотворными отрывками и не слишком увлекает. Гораздо интереснее было узнать о причинах возникновения commedia dell’arte, выросшей из commedia erudita. Актеры, заметившие, что некоторые произведения не имеют успеха из-за того, что драматурги плохо знают законы сцены, стали выбрасывать оттуда неудачные места, заменяя их импровизацией. Кроме того, «писанные» пьесы обычно подвергали проверке, и те, в которых находили крамолу, запрещали, импровизированные же этой участи автоматически избегали, и актеры могли высказывать с подмостков свои смелые мысли, если, конечно, рядом не оказывалось цензора.

Основных масок в комедии дель арте не так уж много и появление их там имеет историческое объяснение. В 16 веке промышленность и торговля в Италии переживали кризис, в городах появилось много крестьян, ищущих работу, горожане были не очень рады росту конкуренции, их озлобленность и насмешки над сельскими жителями и нашли отражение в комедии дель арте, где крестьян было двое – Бригелла и Арлекин. Да, оказывается, Арлекин изначально был крестьянином, а предок его яркого костюма в ромбах – холщовая рубаха и штаны в желтых заплатках. А еще раньше, чем стать простодушным и веселым селянином, он был известен как Эллекен, демон, предводитель сонма дьяволов. И через мистерии, будучи уже бесом в аду, Арлекин пришел к образу наивного простачка, а потом и слуги (второго дзани), от прежнего демонического облика которого осталась только волосатая маска с шишкой – намек на рожки. К 16 веку Венецианская республика пришла в упадок, купцы, бывшие когда-то смелыми искателями приключений, уважаемыми и влиятельными людьми, превратились в скупых стариков; юристы из Болоньи, когда-то центра университетской жизни, стали подвергаться насмешкам из-за того, что их знания были оторваны от жизни. Так возникли еще две маски – Панталоне и Доктор, пара комических старикашек.

Более всего в комедии дель арте впечатляет талант актеров, достигших такого уровня мастерства, который позволял им импровизировать бесчисленное количество раз, создавая пьесу на самой сцене прямо под взглядами зрителей. А это ведь намного сложнее, чем играть раз и навсегда выученную роль!

Комментарии


А вариант Филатова читала?


Видела, но не читала. Советуешь?


пожалуй, нет. Мне не понравилось, слишком отвратно.


:D Ну что значит отвратно? Прикол какой-то.:) Плохо написано или сюжет плоский?


ТАРТАЛЬЯ
Я - круглый идиот. Я - принц Тарталья.
Безумные глаза таращу вдаль я.
В моей башке случился перекос:
Я ем мышей, лягушек и стрекоз.
Свободный от морали и закона,
Я принародно писаю с балкона
И ухаю при этом, как сова,
И изрыгаю бранные слова.


И в таком же духе...


О, так это как раз близко к оригиналу, я думаю. Народ должен веселиться, а тонкий юмор не для всех.:)


ну, и сортирный как бы тоже :). Хотя там проскальзывает хорошая политическая сатира.
Но не мое, что ж поделать :)