Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 сентября 2020 г. 18:12

4K

5 Вам не видать таких сражений!

Сегодня великий день - 208 лет назад на "большом поле" в Подмосковье произошла одна из самых великих битв, в которых участвовала русская армия - Бородинское сражение. Когда 23-летний Лермонтов писал свое стихотворение, Империя отмечала 25-летие великой битвы. Для сравнения, это тоже самое, как в 1970 году в СССР праздновалось 25-летие Победы. Я сам не помню то празднование, был еще очень маленьким, но я хорошо помню 30-летие, отмечавшееся в 1975 году. Сельский клуб был полностью забит ветеранами, и эти ветераны были еще относительно молодыми мужиками, многие из которых еще работали. Правда, мой родной дед был уже пенсионером, но еще молодым пенсионером - 62-х лет.

Это я к тому, что в момент написания "Бородино" было полно еще живых и относительно молодых ветеранов той битвы, и то, что стихотворение сразу пришлось по душе читателям и завоевало популярность, говорит о том, что молодой поэт верно уловил тональность и сумел правдиво передать впечатления участников сражения. А то, что будущий стихотворец в детстве и юности слушал такие рассказы, не вызывает сомнений.

Известно, что двоюродный дед поэта - Афанасий Алексеевич Столыпин (брат бабушки), ветеран Отечественной войны 1812 года и участник Бородинского сражения - неоднократно делился с Мишей своими воспоминаниями. Это к нему обращается автор: "Скажи-ка, дядя..."

Но Михаил Юрьевич воспользовался возможностью художественного переосмысления, и построил рассказ "дяди" не от имени офицера-дворянина, кем являлся Афанасий Столыпин, а от имени простого солдата-артиллериста. О принадлежности рассказчика к артиллерии говорят строчки: "Забил снаряд я в пушку туго..." и "Прилёг вздремнуть я у лафета...", а на его рядовое положение указывает: "Не смеют, что ли, командиры".

Такое упрощение образа рассказчика потребовалось Лермонтову для того, чтобы более ёмко и правдиво передать народную сущность войны, получившей наименование Отечественной. Он как бы предвосхитил Льва Толстого с его ярким образом дубины народной войны. И хотя эпитет прозаика относился в основном к партизанскому движению, но и исход больших сражений решали простые русские солдаты - крестьянские дети, набранные по рекрутскому набору. Это - те же самые крепостные, не выбиравшие свою судьбу, но тем сильнее и ярче выражается и чувствуется патриотизм простого русского человека, его любовь к Родине.

Ведь одной из ставок Наполеона на победу над Российской империей было обещание отменить крепостную зависимость, но русские крестьяне не пожелали продаваться иноземному супостату даже такой высокой ценой - Родина, какая бы она не была "уродина" (по определению поэта иного века - Шевчука), не продается. Правда, справедливости ради, надо помянуть, что среди крестьян был пущен слух, что после изгнания французов император в благодарность за победу над врагом и так дарует свободу. Разочарование народное было велико, когда стало ясно, что слух так и останется слухом.

Само стихотворение очень выразительно, на его примере можно изучать использование в поэзии гипербол, олицетворений, эпитетов и сравнений. Оно очень ярко передает предполагаемые звуки: удары, выстрелы, стоны. Вообще в нашей поэзии есть два классических описания динамики большого сражения: "Бородино" и пушкинская "Полтава". И оба написаны ярко и образно, живым, хотя и разным языком, практически не требуют заучивания, запоминаются сами.

1093

Комментарии


но русские крестьяне не пожелали продаваться иноземному супостату даже такой высокой ценой - Родина, какая бы она не была "уродина" (по определению поэта иного века - Шевчука), не продается

А сейчас молодёжь на митингах с айфонами скандирует "Так жить нельзя" )))

Кстати интересно есть ли зарубежные примеры ярких описаний битв.

Шевчук нормальный "парень" но его пацифизм доходит местами до маразма.


Да, Шевчук - фигура непростая, есть в нем и то, что принимаю, и то, чего принять не могу, увы...
Молодежь любит бучу, это, скорее всего, от недомыслия и отсутствия жизненного опыта. наверное...
Про зарубежные примеры честно не в курсе, кажется, у Байрона что-то читал, но смутно помню... "Илиада" Гомера - на любителя :)


Лев Толстой считал, что если бы Лермонтов остался жив, то русской литературе не нужны были бы ни он, ни Достоевский. Автор «Войны и мира» признавался, что зеркалом для его Бородинского сражения послужило лермонтовское «Бородино».


Думаю, Лев Николаевич слегка загнул с самоуничижением, но то, что талант Лермонтова мог дать нам с годами огромнейшую Вселенную, бесспорно.


А Чехов писал Суворину, что на Сахалине встретил почтового чиновника Дучинского, написавшего «Сахалино» - пародию на «Бородино»: «Он всегда таскал в кармане брюк громадный револьвер и сильно зашибал муху. Это был сахалинский Лермонтов». И в «Острове Сахалине» Чехов пишет о нём: «Это был мой первый сахалинский знакомый, поэт, автор обличительного стихотворения "Сахалино", которое начиналось так: "Скажи-ка, доктор, ведь недаром…"».


Для сравнения, это тоже самое, как в 1970 году в СССР праздновалось 25-летие Победы.


А в тот же 1837 год одновременно с "Бородино" написать "на смерть поэта" - это (тоже для сравнения) как в 1970 году написать "Архипелаг ГУЛАГ" или хотя бы "Факультет ненужных вещей". Как многогранен Лермонтов!

P.S. Опубликована рецензия в 18:12.
Уже немножко зная тебя, не верю, что это совпадение :)


18:12 совсем не случайно :)

В плане аналогии, думаю "Архипелаг" совершенно неподъемная вещь в сравнении с изящной "Смертью поэта". Тут и по объему, и по смыслу, больше бы подошло евтушенковское "Наследники Сталина" :)