Больше рецензий

5 сентября 2020 г. 11:26

164

5 Такие книги должны стоять у вас на полке

Всеволод Владимирович Овчинников - советский и российский журналист и писатель-публицист, один из ведущих советских послевоенных журналистов-международников, востоковед. Родился в 1926 году в Ленинграде, воевал на фронте во время Великой Отечественной войны, а с 1951 года стал корреспондентом и политическим обозревателем газеты "Правда" (и оставался им более сорока лет). В связи с тем, что по образованию он являлся востоковедом, имел уже диплом переводчика с китайского и английского языков, Всеволод Овчинников был послан в командировку в Китай, где пробыл целых семь лет. С тех пор он побывал во многих странах: Японии, Великобритании, Новой Зеландии, Индонезии, Бирме, Сирии, Иране... Список очень длинный и впечатляющий.
Помимо всех прочих своих заслуг, Всеволод Владимирович является прекрасным публицистом, а также автором многих книг, таких как "Ветка сакуры" (о Японии), "Корни дуба" (об Англии"), "Человек и дракон" (о Китае) и других.
Сегодня я хочу рассказать об интереснейшей дилогии -"Вознесение в Шамбалу" и "Своими глазами" - в этих книгах автор делится своими впечатлениями от пребывания в разных странах в период с 50-х годов прошлого века и на протяжении всей своей жизни.
В своей книге "Своими глазами" автор увлекательно, простым и доступным языком, поведал нам истории из путевых заметок о двух дюжинах стран пяти континентов.
Со страниц первой книги - "Вознесение в Шамбалу" - перед нами предстает очень необычная, единственная в своем роде, расположенная среди природного величия суровых гор, страна Тибет. Ею восхищался и изучал почти всю свою жизнь и другой наш соотечественник - художник Николай Рерих (и его сыновья, сподвижники). Как этот художник с помощью своих полотен, так и Всеволод Овчинников с помощью слов на страницах своей книги позволяет нам погрузиться в атмосферу философского спокойствия, звенящей тишины гор и равнин этой страны, а также сутолку Лхасы (столицы) и других городов, знакомит нас с обычаями и суровым, почти аскетичным бытом этого удивительного народа.

"Тибетское нагорье поражает масштабами, в которых природа создала это сплетение мускулов земной коры. Все кругом имеет формы и размеры фантастические. И грозный голос рек-водопадов. И облака, которые видишь где-то глубоко внизу. И парящие в небе орлы с двухметровым размахом крыльев. Это величие внушало бы путешественнику ощущение собственной ничтожности, если бы не сама автомобильная дорога. Велик человек, раз он смог победить даже эти вздыбившиеся горы! Вот мысль, с которой встречаешь каждый перевал...
Испокон веков як был главным транспортным средством, ибо грузы перевозились только вьюками. Тибетский земледелец пашет на яках свое поле, а потом пускает по нему борону из ячьих рогов. Ячье молоко и мясо служат главной пищей скотоводов. Даже кости яка хранят на черный день под слоем камней: из них можно потом сварить суп. Из ячьей шерсти вьют веревки, ткут полотнища для палаток. А как прожить в Тибете без аргала, лепешек сухого ячьего навоза, смешанного с соломой, – единственного топлива в этом краю! На аргале кипятят часуйму – кирпичный чай с маслом и солью, который согревает и подкрепляет, а заодно смазывает пересохшие губы. Часуймой же, в свою очередь, заваривают цзамбу, заменяющую тибетцам хлеб. Насыпают в деревянную чашку горсть муки из прожаренного ячменя, подливают чаю, размешивают пальцами это крутое рассыпчатое тесто и едят его сырым. Тепло тут настолько драгоценно, что печь хлеб или лепешки оказалось бы для жителя нагорья неразрешимой задачей..."