Больше рецензий

3 сентября 2020 г. 11:30

5K

5 Мир и война

Множество великих государств расцвело и обратилось в прах с тех пор, как гомеровская «Илиада» была исполнена в первый раз, но слова «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» по-прежнему заставляют затаить дыхание. Монументальное произведение, состоящее из двадцати четырёх песен, или из пятнадцати тысяч семисот стихов – истинное сокровище Трои, только вместо рубинов и изумрудов сверкают смыслы и образы.

Взглянув на текст поэмы, можно вспомнить Бродского: “Поэзия – это высшая форма существования языка”. «Илиада» в блестящем переводе Николая Ивановича Гнедича доказывает это со всей очевидностью. “И над морем заря расстилается ризой златистой” – как вам? А “немолчношумящее море”? Я нигде не видела настолько красивых, архаично звучащих эпитетов. Ритм гекзаметра, стихотворного размера, выбранного Гнедичем, вводит в транс не хуже струящейся музыкальности греческого оригинала – первоначально поэма предназначалась не для чтения, а для услады слуха.

Магическое, звучащее слово меняло реальность под переливы кифары. В древней Греции странствующие сказители назывались аэдами. Одним из них был и Гомер – таинственный слепец, обладавший особым видением. Именно с Гомера началось утверждение символической фигуры автора. Сказитель погружен в мир памяти и слова, лишь ему под силу достать из тьмы веков имена давно забытых героев и придать им золотой ореол славы, который сродни бессмертию.

Для Гомера его персонажи не были современниками. Он вполне резонно считал, что слушатели уже знают, кто из Афродиты, Геры и Афины на свете всех милее, а также сколько раз похищали бедняжку Елену. Поэтому он забрасывал слушателей в самую гущу битвы – точнее, в самую середину осады Трои, также известной как Илион (отсюда и название поэмы). Читателю из двадцать первого века придётся либо проштудировать Куна, либо держать интернет под рукой. Незнакомых имён может быть много, но в этом есть красота и значение.

Любого современного автора отлучили бы от издательства, если бы он сделал то же, что Гомер: в самом начале поэмы, во второй песни он выдаёт детальный список одной тысячи ста восьмидесяти шести кораблей ахейцев. Отдельные поэты серебряного века даже пытались побороть бессонницу с помощью гомеровского каталога, видимо, считая корабли вместо овец. Однако, это не помогло, так как перечень кораблей – одна из точек сгущения смысла.

Каждый герой, каждый народ, принявший участие в осаде Трои, должен быть назван. В классической филологии есть такое понятие, как эпическое спокойствие Гомера. Созерцательно и отрешённо автор прислушивался к предсмертным хрипам прекрасных молодых воинов – и шелесту винно-красных волн Эгейского моря. Всё в мире имеет равное достоинство – люди, звери, боги, вещи, оружие и корабли. Если не уделить внимание всему, то исчезнет магия эпоса, неспешный ритм, который символизирует мироздание, превосходящее сознание человека.

У Гомера красива даже война. Искусство убивать, умение умирать. Да, мудрый аэд признаёт, что это горе и бедствие для всех, но фатум неотвратим: мойры отмерят долю всем, от всесильного олимпийца до простого гребца. Боги у Гомера очень человечны в своих страстях и тоже подчинены власти судьбы. Если не принять то, что предначертано, то жизнь становится ничтожной: увиливание недостойно человека. Лишь тот достоин славы, кто бесстрашно встречает взгляд судьбы.

Ещё один образ, аккумулирующий в себе главную идею «Илиады», это описание щита Ахилла. Первый в истории литературы экфрасис, то есть, словесное описание предмета искусства, показывает амбициозный замысел бога-кузнеца Гефеста: щит вмещает всё небо, землю, звёзды и луну, а также много сценок из сельской и городской жизни. Мир и вражда являются гранями одного и того же: идиллическое описание пашни следует за военными событиями, а свадьба соседствует с тяжбой.

Подобный переход от полноты счастья к несчастью является основным принципом греческой трагедии. Гомер – великолепный рассказчик, который мастерски показывает всю суть героев через перипетии. Гектор, доблестный полководец троянцев, открывается с новой стороны в сцене прощания с женой Андромахой. Гектор знает, что отправляется на смерть, но не боится ни разрушения Трои, ни гибели всего войска, ни собственной судьбы. То, что приносит больше всего мучений – слёзы Андромахи, мрачное будущее любимой жены и маленького сына.

Сцена, в которой гнев Ахилла наконец-то стихает, тоже потрясает глубокой трагичностью. Будто воочию видеть, как убелённый сединами царь Трои целует руки, убившие его сыновей, как отчаянная мольба пробивает защиту неуязвимого Ахилла лучше всякой стрелы – это испытание для эмоционального читателя, на которое, тем не менее, стоит отважиться. Покорение поэмы в целом требует определённого мужества: произведение древней эпохи обладает непростым темпом и является частью богатого культурного наследия. Но если вы до сих пор думаете, что «Илиада» – это далеко, незнакомо и вообще не про вас, вы ошибаетесь.

В десятой песни, помимо всего прочего, описывается лагерь греков у стен Трои. Тысяча костров пылает в ночи и словно отражается в россыпи звёзд на тёмном небе. Мир целостен и прекрасен. Мрак космоса скрывает разницу между разожжённым воинами костром и холодным сиянием небесного светила. Если вы когда-то любовались ночным небом, держа в руках свечу, фонарик или даже телефон, знайте: в тот момент вы были одинокой звездой, которая летела сквозь время и пространство на огни ахейского лагеря.

Комментарии


Ты мой герой)))


Я рада))


Я список кораблей прочел до середины...


Очень здорово написано. Спасибо за интересный рассказ!


Спасибо!)


Ритм гекзаметра, стихотворного размера, выбранного Гнедичем, вводит в транс не хуже струящейся музыкальности греческого оригинала – первоначально поэма предназначалась не для чтения, а для услады слуха.

Вы правы. Есть что-то трансовое в Илиаде.
Хочется как слепой Гомер на миг закрыть глаза, ослепнуть от наплыва мира современного и погрузиться в то время.
Как и стихи Пушкина, Гомер и правда как бы очищает воздух души: эдакий курорт райского искусства: после него потом другие вещи читаются лучше и свежее)

Если не уделить внимание всему, то исчезнет магия эпоса, неспешный ритм, который символизирует мироздание, превосходящее сознание человека.

И снова верно. Потом этот кинематографический приём Гомера возьмёт Бондарчук в своей "Войне и мире", когда камера вознесётся над полем битвы в облака и как бы над землёй.

Концовку рецензии я даже не стал выделять: просто блестяще и эпически здорово)

Огромное спасибо за рецензию!)


Хочется как слепой Гомер на миг закрыть глаза, ослепнуть от наплыва мира современного и погрузиться в то время.

Красиво и точно сказано)

Как и стихи Пушкина, Гомер и правда как бы очищает воздух души: эдакий курорт райского искусства: после него потом другие вещи читаются лучше и свежее)

Да!
"Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой." (с)

И снова верно. Потом этот кинематографический приём Гомера возьмёт Бондарчук в своей "Войне и мире", когда камера вознесётся над полем битвы в облака и как бы над землёй.

Ух ты, интересно) Захотелось пересмотреть.

Огромное спасибо за рецензию!)

И Вам спасибо, что заглянули!)


Спасибо за очень красивую рецензию.
Песню про щит, как и список кораблей, ни разу не дочитал даже до четверти. :) Но значение их понимаю.


Спасибо за очень красивую рецензию.
Песню про щит, как и список кораблей, ни разу не дочитал даже до четверти. :) Но значение их понимаю.

Вам спасибо!
Понимать значение - это уже многого стоит)


Зачитался. Спасибо.
На Одиссею и хитроумного Одиссея, которого растирали елеем, напишите?)


Спасибо!)
Перечитаю, если будет что сказать - напишу)


Рецензия - круть!!! Последний абзац действительно эпичен!


Спасибо! Это очень красивый и поэтичный момент в поэме, так что хотелось напомнить о нём тем, кто дочитает рецензию до конца)


какая воодушевляющая рецензия!! спасибо вам, заинтересовали 🌷

Я рада) Спасибо, что заглянули на огонёк!


А для филологов это самое первое произведение для изучения и сдачи на экзамене. Поэтому первые строчки про гнев Ахиллеса все помнят, как отче наш :) А список кораблей надо было учить наизусть, если нужна пятёрка. Старый, добрый филфак )


Здорово!) Это очень ценный культурный багаж.