Больше рецензий

Gulchatai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2020 г. 10:47

Лучшее на Лайвлибе

564

4 Немного обо всем и, в общем, ни о чем

Весьма символично книга начинается сравнивая 16 и 30 лет. Первый раз я ее прочла в 16, и вот перечитала в 30. Тогда книга меня невероятно тронула, хотелось, чтобы у всех было все хорошо и так сжималось сердце от того, что это не так. Но в этот раз все было более трезво, более цинично, иногда откровенно хотелось сказать автору: "не верю".

Язык у Ремарка чудесный. Мне понравилось, как он складывает предложения, строит историю, всего в нескольких штрихах очерчивая персонажа, так что он стоит перед вами как живой. Сюжет состоит из множества мини-историй, рисуя портрет Германии в очень непростое для страны время, показывая самых разных людей, задетых "большой политикой". Мне очень понравились сцены продаж, рабочие моменты автомастерской, описания самого разного заработка и общение друзей, сама атмосфера троих друзей, делающих одно дело, поддерживающих друг друга. А вот любовь вызвала сомнения.

Меня не покидала мысль - а влюбился бы он в нее, не будь в ней этого шарма обречённости, просто жизни, без веры в будущее, которого нет? А Пат, так ли бы прониклась автомехаником-алкоголиком, если бы верила, что будущее возможно? И, почему-то, хочется ответить нет. Их отношения можно описать как "встретились два одиночества посреди рушащегося мира", но такая любовь возможна лишь ненадолго, лишь сейчас, у нее нет будущего, нет обид, ожиданий, она просто есть в настоящем, а потому Пат должна была умереть.

Несмотря на весь динамизм сюжета (всегда что-то происходит) книга очень философична. Автора не покидают размышления о смысле жизни, природе человеческой и, конечно, любви. И большая часть этих рассуждений приходится на состояние среднего и тяжёлого опьянения. Слова автора логичны, проникновенны, полны прозрений, но вот мне всегда приходили на ум пьяные люди глазами трезвого - с заплетающимся языком, сумбуром в голове, стоящих на нетвердых ногах. И, наверное, себе, точно также, они кажутся филосовани, понявшими жизнь, но я не верю в великую силу алкоголя. Регулярные возлияния в таких объемах - это не романтично, а ещё более депрессивно. И конец у такой истории всегда один - бутылка, до этого служившая лишь средством, становится самоцелью.

Автор мастерски показывает на чем сыграли нацисты идя к власти, людей в отчаянии ищущих хоть чего-нибудь, и делает он это всего в нескольких штрихах. Книга построена так, что начало, не без проблем, но с надеждой на чудесный исход, постепенно шаг за шагом теряет эту надежду под гнетом непреодолимых внешних обстоятельств и не оставляет ничего. Так что, если хотите депрессивного чтения - это оно.

Отдельно хочется выделить "женский вопрос". Начиная от "мне не нужен товарищ, я хочу женщину", историй домашнего насилия, измен, философии "бьёт - значит любит" и заканчивая фиксацией на внешности, женщина не может себе позволить быть некрасивой или не при полном параде. Также упомянем работу, которую можно получить лишь "благоволением" шефа. Хочется верить, что мы отходим от этих представлений и общество как и жизнь становится хоть чуточку да лучше.

Я слушала в начитке Петрова, он здорово подстраиваеться под разных персонажей и передаёт эмоции, рекомендую. И даже музыка, хоть я ее и не люблю в аудиокнигах, не раздражала, а создавала атмосферу.

Комментарии


По поводу образа женщины - у меня были те же размышления во время чтения. И, хотя мне, в целом, книга понравилась, вероятно, меньше, чем тебе, в женском вопросе я нашла оправдание почему так: мы с тобой - поколение людей действия и нам абсолютно чужд образ женщины, которая ничего для себя не может сама (ВООБЩЕ НИЧЕГО). Пат меня раздражала чуть ли не сильнее, чем все эти философские попойки с друзьями и проститутками, но, думаю, причина именно в этом: мы с ней очень далеки во времени. Плюс, есть подозрение, что это образ женщины в глазах мужчины-автора: слабость, хрупкость, прозрачность, непритязательность. Это не плохо, просто чуждо сегодняшнему миру


Согласна. Время сыграло свою роль. И это явно взгляд автора на идеальную женщину, ведь все остальные женщины в романе что-то да делают: проститутки обеспечивают себя, а то и своего мужика, фрау Залески следит за пансионом, дама на побережье принимает туристов, уборщица работает, одна соседка нашла себе нового мужа и лучшие условия, вторая работает как может ублажая начальника. По сути все женщины как-то выживают сами и что-то да делают, и только Пат ничего не нужно, она просто есть, просто живёт. Такому ангелу не как жить на свете. Но когда я пытаюсь понять кто такая Пат - я не могу. У нее нет вообще никаких уникальных черт, желаний, надежд, любимых вещей и нелюбимых. Она меня не раздражала, но просто прошла мимо, ничем не задев. Хорошо, что время меняется и такой вот "идеал" отходит в прошлое