Больше рецензий

29 августа 2020 г. 14:07

447

2.5 Тут пытаются строить «русский хоррор»…

Прочитала я сей «шедевр» еще в мае нынешнего года, но созрела для написания полноценной рецензии только сейчас. Позволила себе погрузиться в гораздо более стоящие произведения в любимом жанре от иностранных мэтров и избавиться от послевкусия, после настолько средних, если не сказать посредственных, текстов, коих здесь оказалось подавляющее большинство.

Я люблю ужасы в разных их проявлениях. Меня не напугать таинственными шорохами в темном углу, умопомрачительными существами из соседнего леса/деревни, подробной расчлененкой и иными мерзостями, из-за которых я(пусть и далеко не в первую очередь) полюбила этот смелый жанр, где полным-полно интересных сюжетов и по-настоящему оригинальных задумок.

Нельзя сказать, что абсолютно все рассказы из антологии плохи. Нет, честно говоря, это далеко не так. Есть несколько достойных представителей, с чьим творчеством я бы с удовольствием ознакомилась отдельно. О них ближе к концу.

Но, к сожалению, большинство произведений в данном сборнике представляют либо банальнейшие тексты о тяжелой судьбе русского человека из Замкадья и его почивших отпрысков, где у читателя хотят скорее вызвать слезы и нервный хохот, нежели чувство первобытного страха, либо чьи-то косноязычные зарисовки, неведомо как попавшие в «ССК», либо рассказы, вообще не имеющие никакого отношения к хоррору, судя по их внутренней составляющей.

От себя разобью некоторые рассказы по небольшим группам, основываясь на своем скромном мнении, а некоторые, особенно выделяющиеся экземпляры, кратко прокомментирую.

Не впечатлили: Исцеление, Взгляд бездны, Аномалия, Семь ступеней в ад, Яр, Выкройка, Доставка, Земля медузы, Настенька , Мать сырой земли.

Здесь все просто. Не зацепило. Не понравилось. Ноль эмоций в сухом остатке. Исцеление, Семь ступеней в ад, Доставка – это же бедные люди/дети! Пожалейте их! Это скорее раздражает…

Во Взгляде бездны хорошие лавкрафтовские мотивы, но написано слишком занудно, чтобы оценить эту историю без скучающего зевка.

Яр так вообще к ужасам никакого отношения не имеет. Просто рассказ про войну с картонными (кроме отца) героями, не более. Такие произведения крайне неприятно читать, т.к. это одна из немногих табуированных для меня в литературе тем.

Аномалия разве что изначально мне понравилась, но жанру ужасы она тоже не особо соответствует.

Про остальное мне даже сказать нечего. Пустота…

Вызвали недоумение/выбесили: Сюрприз, Шарик, Бинго, Домофон, Большая стирка, И наступила…

Уже поинтереснее, не так ли?

Сюрприз… Рвотный рефлекс появлялся у меня только при прочтении определенных сцен в «Коровах»… Я не совсем понимаю как мне относиться к этому творению и М.С. Парфенову в частности, т.к. его Вороны в феврале из другого сборника мне очень понравились! Отмечу, что рассказ не оставил меня равнодушной, но перечитывать его я более не собираюсь… Желудок со мной полностью солидарен…

Шарик. Не могу не сказать, что рассказ мне в большей степени понравился, но я не могу не отметить его очевиднейшие минусы в виде главного героя, ведь сам виноват в творящейся с ним фигне, и жестких моментов, подача которых лишена всякого изящества. Написаны они, безусловно, очень ярко и красочно, но то, как автор подводит читателя к ним… Это уже мои чистые придирки, так как я очень люблю, когда к жестоким моментам есть грамотная подводка, благодаря которой они перестают быть простой мерзостью, не вызывающей ничего, кроме саркастичной ухмылки.

Бинго — сцены с издевательством над животными и реакцией организма ГГ всякие изуверства меня возмутили, как и банальная концовка с расплатой героя за собственные грехи… Терпеть такое не могу.

Домофон, Большая стирка — косноязычная пародия на ужасы с предсказуемым сюжетом и откровенный бред с безынтересной задумкой и никакущим исполнением. Этим все сказано.

И наступила… Один из самых неудачных рассказов сборника, в конце которого даже нет точки (сей прием, как и рассказ, к сожалению, не оценила). Автоматически испортил впечатление о всей антологии после ее завершения.

В этот список также могли попасть Яр(эгоистичный главный герой, поступки которого выставляются автором, на мое восприятие, как единственно правильные и заслуживающие сочувствия) и Мать сырой земли(количество повторяющихся «трахов» и «словно» редакторов, по всей видимости, не смутило), но впечатления от них не были настолько сильны, чтобы я включила их в эту группу.

Понравились: Куйва, Грешники, Вызов, Кровавые мальчики, Подарки, Идущие в Рай.

Отмечу еще раз: ни один рассказ из антологии меня не испугал, так как меня невозможно вывести на страх с помощью текста в принципе! Я читаю ужасы не ради адреналина. А данные рассказы, в отличие от предыдущих, вызвали у меня только положительные эмоции, связанные с их по-настоящему талантливым исполнением. Здесь даже всякие комментарии излишни: это нужно читать! Если и строить русский хоррор, то только такой!

У меня есть небольшие претензии к финалам Куйвы, Подарков и Кровавых мальчиков, но их многочисленные плюсы полностью перекрывают все недостатки. Мне очень понравилось! Как по языку, так и по сюжету.

Итог: Сборник советуется к прочтению крайне впечатлительным людям, которые ужаса настоящего не видели или от книг, по типу моего любимого «Коллекционера», отходят по две недели. Другие же могут прочитать его ради нескольких талантливых авторов и продолжить знакомиться с их дальнейшим творчеством в других сборниках. Либо же начать собирать серию «Мастера ужасов», чем я, с превеликим удовольствием, и буду заниматься далее (не переставая следить за ССК, разумеется)!

Комментарии


Сюрприз… Рвотный рефлекс появлялся у меня только при прочтении определенных сцен в «Коровах»… Я не совсем понимаю как мне относиться к этому творению и М.С. Парфенову в частности, т.к. его Вороны в феврале из другого сборника мне очень понравились! Отмечу, что рассказ не оставил меня равнодушной, но перечитывать его я более не собираюсь… Желудок со мной полностью солидарен…


Что ж, если мне удалось повторить фокус, который с вашим желудком устроили "Коровы", то я искренне рад.

В целом же отмечу, что, на мой вкус, ССК-2020 не самая лучшая наша антология, были и посильнее. Но если 6 рассказов понравились, то для антологий это неплохой результат. Сравнение с "Мастерами ужаса" тут не вполне корректно, т.к. это сравнение антологии (сборника разных рассказов разных авторов) с романами (сольные произведения крупной формы).


Что ж, если мне удалось повторить фокус, который с вашим желудком устроили "Коровы", то я искренне рад.


Могу отметить, что вы даже превзошли Стокоу в этом плане) В любом случае, негатива к вашему рассказу у меня нет. Я не жалею, что ознакомилась с ним!

В целом же отмечу, что, на мой вкус, ССК-2020 не самая лучшая наша антология, были и посильнее. Но если 6 рассказов понравились, то для антологий это неплохой результат.


Согласна. В тех же «Страшных сказках» или «Сборщике душ» я оценила от силы рассказа 3-4. Но там свои заморочки были…

Сравнение с "Мастерами ужаса" тут не вполне корректно, т.к. это сравнение антологии (сборника разных рассказов разных авторов) с романами (сольные произведения крупной формы).


Да, понимаю, но тут идет не совсем сравнение, а, скорее, мое личное отношение к этим двум сериям (плюс, крупную форму мне заведомо проще читать…). Хотя, те же «13 привидений» мне понравились чуть-чуть больше (знаю, там немного другой принцип формирования сборника, но все же). Подруга недавно подсобила с завалявшимися у нее «Маньяками». Читать еще не начинала. Но они, в перспективе, должны мне полюбиться.

В любом случае, за отчественными ужасами я следить не прекращаю и искренне желаю вам удачи и ССК, и с дальнейшим творчеством! Спасибо адекватную реакцию на мой, местами, не самый дружелюбный отзыв)


Спасибо адекватную реакцию на мой, местами, не самый дружелюбный отзыв)


Вам спасибо.


Да, еще заступлюсь за Кабира:

И наступила… Один из самых неудачных рассказов сборника, в конце которого даже нет точки. Автоматически испортил впечатление о всей антологии после ее завершения.

Отсутствие точки в конце в данном случае не ошибка, а авторский прием. Это история о человеке, в мире которого постепенно пропадают звуки. Название - специально обрезанный вариант распространенного выражения "и наступила тишина". Собственно, не поставив точку в конце - автор подчеркнул тем самым мрачный финал, в котором все заполняет тишина, молчание. "И наступила" - и все. Последний звук в мире оборвался. Silence.


По всей видимости, прием автора меня попросту не зацепил, как и весь рассказ в целом. Но это уже моя субъективная оценка. Уверена, нашлись люди, оценившие рассказ по достоинству, раз он попал в ежегодник!