Больше рецензий

29 августа 2020 г. 08:49

293

4

Бернард Шоу. Миллионерша

Не самая известная и, как пишут критики-литературоведы, не самая лучшая из пьес Шоу. С первым утверждением не спорю, а вот второе поначалу вызвало у меня большое недоумение. Поначалу - это на протяжении всего первого акта (в пьесе их 4). На мой взгляд, его вполне можно ставить и сегодня как самостоятельную пьесу, без проблем перенося действие на современную почву. Если почитать, что вытворяют и что говорят современные селебрети, все персонажи "Миллионерши" покажутся нашими современниками. По большому счету, оценку я ставила именно за 1-й акт.

Увы, дальше, на мой взгляд, пьеса начала расползаться по швам. Во-первых, стал распадаться образ главной героини. Временами создавалось впечатление, что их две, или одна, но страдающая раздвоением личности, одна из которых совершенно взбалмошная, избалованная, без царя в голове, но считающая себя "царицей мира", другая - расчетливая, жесткая и жестокая бизнесвуман, способная быстро оценить ситуацию и превратить казалось бы безнадежно провальное предприятие в доходное дело, пусть даже ценой здоровья и благополучия других людей. Первая - обобщенный портрет избалованной дочки богатых родителей, вторая - как раз такая родительница.

Во-вторых, социальная критика в этой пьесе (в актах 3-4) выглядит слишком уже прямолинейной, мораль прописана четко, крупными буквами, как для детского утренника - чтобы уж никто не усомнился в том, что хотел сказать автор. Кстати, чтобы донести свою мысль, Шоу оказалось недостаточно только пространства сцены и рамок пьесы - он предварил ее ну очень пространным эссе на тему того, как те или иные люди становятся "боссами" (честно признаюсь, осилила только половину).

P.S. Оказывается в 1972 году по этой пьесе был снят телеспектакль с несравненной Мэгги Смит в заглавной роли. Планирую посмотреть (хотя бы ради первого акта).

Прочитано в рамках "Театрального капустника" клуба "Театр" и "Игры в классики"