Больше рецензий

28 августа 2020 г. 20:48

511

4

Стефан Цвейг в роли биографа - та причина, по которой я решила познакомиться с книгой. И как много удивительных впечатлений мне принесло это решение! Самым удивительным открытием было то, что Цвейг, такой тонкий психолог, точный и острый как скальпель в описании и анализе героев в своих художественных произведениях, биограф пристрастный и, я бы даже сказала, необъективный! Меня это нисколько не смутило, покажите мне биографию, которая не пропитана отношением автора к своему объекту исследования, и отдельным удовольствием было наблюдать, как Цвейг глубоко уважает и высоко ценит Бальзака, и как нестерпимо ему признавать (он изо всех сил стремится к объективности), что в жизни Бальзак обладает неистребимым дурным вкусом, пройдоха и смешон в своем идиотском ведении дел. Забудьте ту проницательность и жестокую правдивость, с какой Стефан Цвейг проникает в душу героев и описывает их поступки - о Бальзаке он будет писать, утопая в эмоциях, и просить читателя проявить бесконечную снисходительность к гению и его чудовищному неумению устроить свою жизнь.

Ну а теперь о главном герое этой биографии - Бальзаке! Мало что так разжигает интерес к произведениям авторов, как не описание условий, в которых их произведения создавались! Могла ли я знать, что прочитанные мной шедевры, вышедшие из-под пера Бальзака, в первую очередь писались не по велению души, а под гнетом растущих долгов, и не годами, а за считанные месяцы, если не недели!!

Оноре де Бальзак олицетворяет всеми событиями своей жизни чистейший, высшей пробы абсурд! Писатель гениальный, который создавал глубочайшие и многослойные произведения, с документальной точностью отражающие свою эпоху, писатель дьявольски трудоспособный, объемы труда которого оценить в полной мере невозможно до сих пор... После такого описания представляешь себе почтенного мужа, который посвятил себя Искусству и Литературе... А встречаешь пронырливую хохотушку, прущую как танк, которая попытается десять тысяч раз "построить бизнес с нуля", там-сям то-се прикупить и задолжать, никому ничего не вернуть, а только наделать еще больше долгов, наврать всем с три короба - и бог знает что еще, попутно ища "женщину и состояние".

И в то же самое время видишь его за пятнадцатичасовой работой, соблюдающим строгий рабочий распорядок, насколько он бескомпромиссен, когда дело касается издания его произведений для публики (под именем Оноре де Бальзака, конечно - сколько требухи он написал под псевдонимами, чтобы "подзаработать", знает только сам Бальзак). Это труд и отношение к нему, которое невозможно не оценить, и невольно присоединяешься к Цвейгу, с почтением склоняя голову перед гением Бальзака.

Смерть Бальзака трагична, а жизнь, подводя финальную черту - страшна. Что может быть страшнее жизни в ожидании жизни?