Больше рецензий

Manowar76

Эксперт

Эксперт Лайвлиба: Книжный масон

28 августа 2020 г. 10:02

1K

4

Почему решил прочитать: all new Паланик, с пылу с жару!(читал в январе 2019-го). Первый роман за четыре года.
В итоге: революция молодых. Показана реализация набирающей сейчас среди маргиналов нелепой идеи быстропортящихся, или "овощных", денег, а также идеи добровольной расовой сегрегации и массового убийства надоевшего истеблишмента.
Паланик, не скрывая этого, полемизирует с "Гроздьями гнева" Стейнбэка , "Источником" Айн Рэнд и даже с собственным "Бойцовским клубом" (БК в тексте упоминается дважды!). Рассуждает о природе денег, не поднимаясь, впрочем, до пелевинских высот на этом поприще.
Вообще, влияние "Бойцовского клуба" очень заметно: опять тайное общество молодых со своими правилами; опять вызов консьюмеризму и отсутствию социальных лифтов для молодого поколения. Как если бы нам показали то, что произошло после финальных строк/кадров "Бойцовского клуба" .
Резню, устроенную Советом Племён, Паланик оправдывает тем, что власть хотела отправить два миллиона молодых парней на заведомую бойню. Зачем? Чтобы избавиться от излишков молодёжи. Якобы это приводит к нестабильности и прочим беспорядкам. Они оказались правы.
По итогам — власть была захвачена слишком легко, а всё остальное общество показано инертным стадом, принявшем власть отморозков. И не показана реакция на фактический развал США другими странами. Новая экономика и мироустройство по Паланику тоже полны очевидных дыр.
Но, что, как и прежде хорошо удаётся автору, так это эпатировать читателя. Все телесные жидкости в ассортименте. Кровища? Сколько угодно, крупным и общим планом. Грязь? Навалом. Квиров=геев тоже хватает.
Героев много, но все они необязательны. Магистрального сюжета как такового тоже нет, есть просто множество мозаичных зарисовок из разных моментов: подготовка к Ссудному дню, его проведение и последствия.
В последней трети книги, когда повествование совсем отрывается от реальности, начинается чистый Сорокин, и становится, наконец, забавно.
Роман совсем не выглядит контркультурным. Крепкое коммерческое чтиво. Паланик слишком долго продавал свой протест — теперь ему просто не веришь, а ухмыляешься особенно нелепым и забавным сюжетным находкам.
Концовка жизнеутверждающая.
Читается легко.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО) r80-x-green.png
картинка Manowar76

Комментарии


Понравилось. Я не понял лишь: "Паланик слишком долго продавал свой протест — теперь ему просто не веришь." Протест нельзя продавать долго?
Это при условии, что у Паланика есть свой протест. По-моему, его просто тошнит.


Продажа протест девальвирует сам факт протеста


Продать книгу и продать протест - это не одно и тоже. Разве вы не должны были написать "Паланик слишком долго продавал свои книги, в которых... протестуют" ?


Точно не должен.
Написал именно так, как и хотел. Он продает протестную идеологию, а не книги в которых протестуют. Далеко не во всех вещах Паланика кто-то протестует. Зато общая интонация протеста против Системы практически везде.
И именно, что "слишком долго". В первый, во второй раз это смотрится свежо. Потом понимаешь, что это просто коммерческий приём.


По сути, вы сказали, что человек придерживающийся определенной идеологии может без ущерба для репутации продать ее в виде художественного произведения пару раз, но "Потом понимаешь, что это просто коммерческий приём." По каким критериям вы вывели эту формулу? Насколько я знаю, Паланик не изменял своей идеологии ни в творчестве, ни в жизни. Просто никак не могу понять: чем очередная книга с идеологией протеста девальвирует к предыдущим? И как в таком случае быть с М.Горьким? С какой книги его протест - это коммерческий прием?


Я не против благосостояния авторов, но когда оно основано на отрицании идеи капитализма — это выглядит лицемерно.


Прошу прощения, но благосостояние Паланика основано на творчестве, а не на отрицании. Творчество оплачивается в любой системе. Это норма. Почему Паланик должен отказаться от наших с вами денег за свой труд, где здесь лицемерие?


Извините, был крайне занят.
Ну так вот. Творчество творчеству рознь. Особенно протестное творчество.
Если у тебя в крови протест против системы, если "я всегда буду против", как у Летова, то творец не думает как монетизировать творчество. По рассказам, когда у Летова начала появляться популярность, он специально стал вставлять в тексты больше мата, чтобы его печен не было в радиоротации. ГО приезжали на концерт в другой конец страны за тысячу евро на всех.
Вернемся к Паланику. Как бы объяснить про некоторое лицемерие.
Или ты пишешь на майке "деньги - зло" и продаёшь эти майки за деньги — это неплохой бизнес, но не протест. Как у Паланика. Ещё пример — MTV-панк. Вроде протест, но на главном музыкальном канале.
Или ты по жизни ведёшь себя, как герои Чака, которые даже когда творят — не пытаются это коммерциализировать.
Вот в начале карьеры Паланик был бунтарем. Вы знаете, что он первым романом написал "Невидимок"? Редактор завернул роман и попросил что-нибудь менее шокирующее... Чак назло написал ещё более безбашенный БК. И роман купили, и автор стал популярным.
И стал почивать на лаврах, реплицируя раз за разом Тайлера Дердена. И это уже та сама "продажа протеста". One trick pony.
Он же очень сильно повторяется из романа в роман. И фабульно, и в деталях. Если почитаете все мои отзывы на ЧП, увидите, что постоянно муссируются темы фармы, ЛГБТ, и да, "протеста".


Про Горького. Почитайте Дм. Быкова про Горького.
Во-первых, у Пешкова нет протеста. Есть бытописание дна, есть романтика революции.
Вообще, конечно, уникальный человек был. Неприятный, но талантливый.


Я готов согласиться с вашим утверждением о том, что у Пешкова нет протеста. Черт с ним, с Буревестником. (На самом деле с Быковым) Вы можете считать Паланика конченым лицемером. Ваше право. Я лишь позволил себе обратить ваше внимание на то, что Паланик писатель, человек творческой профессии. С точки зрения экономики это так, не спорьте.
Мы платим деньги за его труд. Не за протест. Не за отрицание чего-то там. Т.е он совершенно точно ничем не обязан ни системе, которую он критикует, ни нам с вами. "Судный день" - художественное произведение, независимо от содержания. Следовательно, благополучие автора абсолютно законно и морально обосновано.


О Паланике и Летове. Богач и бедняк могут оказаться плечом к плечу на одной баррикаде. В этом нет ничего особенного, поверьте.


Интересно замечание, кстати.


"Ссудный день" конечно.


Было приятно пообщаться!


Законно, обоснованно, Паланика люблю.