Больше рецензий

28 августа 2020 г. 09:10

675

5 Чертов сынок

Это последний роман Федора Михайловича Достоевского (1821-81гг.). Произведение было окончено в 1880г.,  автор умер вскоре после публикации.
Жанр: психологическая драма, мистика, детектив.
Роман затрагивает вопросы о Боге, свободе, морали, воспитании, дружбе и др.
Главная сюжетная линия: убийство и ограбление отставного титулярного советника, помещика Карамазова, у которого было 3 законных сыновей и 1 внебрачный. Убитый определенно не был им образцовым отцом, он был дрянным и развратным, любил выпить и погулять, да и в воспитании детей участия не принимал. Ошибочно обвинен и признан виновным в убийстве и ограблении старший сын Митя, хотя тем или иным образом причастны к убийству все братья: один убил корысти ради, другой подтолкнул первого к убийству, третий невольно способствовал убийству, четвертый знал и не предотвратил. События разворачиваются в вымышленном провинциальном городке.
Главный герой: младший законный сын Алеша.
Вторичные сюжетные линии: история жизни старца Зосимы, поэма «Великий Инквизитор», история Илюши и его друзей.
Суд присяжных введен в Российской империи с 1864г., первый суд прошел в 1866г. Есть сомнение, что подобное дело могло быть рассмотрено судом присяжных в провинциальном городке в эти годы (1879-13=1866г.).
В деле была явная нестыковка по количеству денег (предположительно пропало при ограблении 3 тыс.руб., фактически подтверждено 1,5 тыс.руб.), хотя в суде и было показано их истинное происхождение и количество.
В деле участвовали три медицинских эксперта. Примечательно, что свое суждение о психическом здоровье подсудимого все они основывали на том, в какую сторону тот смотрел при входе в зал судебного заседания, как если бы приняли свое решение в последний момент. Медики Герценштубе и Варвинский, кроме того выступали в деле и как свидетели обвинения, что недопустимо из-за конфликта интересов. Явная ошибка допущена автором осознанно, на этом предположительно должен был быть построен второй роман.
Вскрытие умерших насильственной смертью было обязательной процедурой уже в те времена (в царской России применяется с 1779г.). Медик проводил вскрытие, весьма странно, что не выявилось несоответствие характера повреждений на трупе, фактически нанесенных массивным чугунным пресс-папье, заявленному орудию убийства (пестик ступы).
Группы крови в то время еще не умели различать (их открыли только в 1900г.), чья конкретно кровь была на одежде Мити установить было тогда невозможно.
Иван был средним братом, но ошибочно был назван прокурором на суде старшим, т.к. воспринимался более зрелым, чем Митя.
Книга вызывает огромный интерес у читателей, т.к. в ней неимоверное количество деталей, тщательно подобранных и странно сочетающихся друг с другом, с реальностью и жизнью самого автора, упоминаются библейские сюжеты, наполнена мистицизмом, снами и галлюцинациями. Черти всюду, по тексту они поминаются бесчисленное количество раз, являются Ивану, Алеше, Лизе Хохлаковой, монаху Ферапонту. Сцена болезненного сна Ивана с участием черта загадочно переплетается с реальностью - черт предсказал суицид Павла Смердякова и признается, что опозорил Зосиму.
В книге полно персонажей с психическими отклонениями и медицински выверенным описанием их состояния: Иван, Лиза Хохлакова, мать Ивана и Алеши, кликуша из народа, Митя, мать Илюши, Снегирев, мать Хохлакова, раб божий Михаил, Лизавета Смердящая, Павел Смердяков, Калганов и т.д.
Любовные треугольники опутывают все семейство, похлеще современных мыльных опер: Митя-Грушенька-отец, Митя-Катя-Иван, Алеша-Лиза-Иван. Явный перебор с любовными страстями, на мой взгляд, как и с количеством психов в романе.
Такие крупные классические произведения русской литературы можно и нужно перечитывать, чтобы по достоинству оценить мастерство автора, обстоятельства описываемых событий, подтекстов и скрытых смыслов, которые с первого раза ускользают от внимания читателя.
Так кто же убил то отца Карамазова? Известно кто - чертов сынок, за то и претерпел.