Больше рецензий

Lusil

Эксперт

да-да, конечно, эксперт:)

27 августа 2020 г. 11:03

3K

3.5 Вся жизнь игра, а мы в ней... Пешки?...

Отличная идея, но реализация меня не зацепила. Читатель знакомиться с жизнью шахматиста Лужина, который, как оказалось, выдуманные герой, а я то надеялась, что хоть чуть-чуть книга биографическая. Но при этом автор пишет достаточно биографично, добавляя вставки из будущего (как в последствии вспоминал одноклассник о Лужине и т.д.).
Описание начинается с детства героя. Он был непростым мальчиком, замкнутым и недружелюбным, очень своеобразным и долгое время совсем не знал, что ему нравиться и интересно в жизни до того как совсем случайно не познакомился с шахматами. Отец Лужина младшего - писатель Лужин старший, мама - несчастная ревнивая женщина не нашедшая себя в жизни. Отношения с сыном у них поверхностные, даже если учитывать специфику ребенка, можно было бы попытаться относиться иначе. Вообще мне весь роман показался крайне поверхностным.

Главный герой имеет определенные нюансы развития, он гениальный шахматист, умеет видеть прелесть этой многогранной игры, но при этом замкнут и совсем не умеет общаться с людьми, рассеян и далек от представлений о нормальной человеческой жизни. Если бы повествование велось от его имени, было бы интересней и глубже, ну или, чтоб автор описал внутренний мир героя. К сожалению, читатель видит только оболочку с вкраплениями того, что происходит внутри, мне было этого мало, мало красоты игры которую мог прочувствовать герой, мало его истинных чувств, восторгов и ужасов, ну или даже мало равнодушия если представить, что он был просто как вычислительная машина.
Детство героя показалось очень перспективным, читатель знакомиться не только с проблемами семьи Лужиных, но и с отношением к герою в школе, в общем с его детством. Когда герой вырастает все становиться каким-то односторонним, соревнования и странная любовная линия, которую с натяжкой можно назвать любовной. Я не поняла как вообще герой мог жениться, как его выбрала жена, никак не описаны мотивы (ну кроме того, что она почувствовала его гениальность и решила ухаживать за неуклюжим гением).

Вся жизнь игра? Конечно, абсолютно с этим согласна, сравнить ее с партией в шахматы - это отличная идея, глубокая и перспективная. Герои тоже имеют свой вес, а ходы могут привести к разнообразным результатам, если ты хочешь выиграть, нужно научиться просчитывать результат на несколько ходов вперед. Как соотнести данную чудесную идею с самим романом, я не знаю, у меня не соотноситься, не чувствую я гармонии, может не созрела еще, не знаю.
"Защита Лужина" это второе произведение Владимира Набокова которое я прочитала, не последнее, но вывод уже сделала, что автор точно не мой, больше многого ждать от его книг я точно не буду.

Книга прочитана вместе с клубом Читаем классику вместе!

Комментарии


Не увидели гармонии в романе Набокова? Не ваш автор?
Простите, но Набоков отличается от других писателей.
В его романах нужно обращать внимание на узоры. Они придают объём и глубину.
Без этого Набокова лучше не читать.
У него творчество рвётся в 5 измерения, но без всего этого, его романы могут показаться двумерными, что кошмарно.
В его эстетике свои законы.
Вы же не пойдёте в музей на Малевича, не зная ничего об абстракционизме? Его картины покажутся бредом.

Не поняли почему жена его выбрала и он женился? Не было мотива?
В романе всё есть. Но не в классическом понимании.
За мотивами лучше пойти к Остен, она на 40 страницах распишет об этом.


Спорить не буду, может я не созрела или просто неспособна оценить многогранность произведений Набокова. С другими авторами у меня такой проблемы не возникает.

Вы же не пойдёте в музей на Малевича, не зная ничего об абстракционизме? Его картины покажутся бредом.

Точно не пойду. Выходит, что для того, чтоб ощутить всю прелесть произведений Набокова, нужно в чем-то разобраться? Что-то узнать? Я бы поучилась, это интересно, пока не было такого, чтоб менялось кардинально мнение о авторе, я готова начать, расскажите, что почитать или с какой стороны посмотреть?


Для начала простите меня за несколько дурацкий тон моего прошлого коммента)
Порой начитаешься разных рецензий, и накипит)
Просто обидно за Набокова.

Вот довольно интересная статья о романе.
Просто в мире Набокова вообще нет случайных образов, слов, поступков героев и образов.
Они все участвуют в неком узоре, узорах, взаимно отражая друг друга.
Например фамилия Лужин. Это и производное от английской транскрипции - иллюзия, и отсылка к роману Достоевского ПиН, где был Лужин.
Но в мире Набокова полно перевёртышей. Это другой Лужин.
И маленькая пасхалочка есть в том моменте, когда Лужин, например, приходит к психотерапевту и он среди прочего советует ему не читать Достоевского.
На ментально-иррациональном уровне это говорит о том, чтобы персонаж не встретился с намёком о том, что он лишь персонаж, игра чья-то: бога, человека, Набокова самого? - встреча с автором.
Стоит обратить внимание и на отсылки к Кэрроллу и его "Алисе", вот только у того - милая и стройная девочка, а у Набокова - кошмарный перевёртыш, словно бы Алиса заколдованная, точнее - душа, крылатая, человеческая на Земле: толстый и неуклюжий, в летах, мужчина, в своём вечном смокинге больше напоминающий пингвина, утратившего возможность летать: фактически стих Бодлера - Альбатрос.
И стоит обратить например на такое мышление Набокова в романе: вот вроде бы идёт Лужин с женой и её матерью по парку.
Ничего не происходит для жены, её матери и простого читателя.
Но на самом деле происходит и свершается уже трагедия, как древнегреческий хор в трагедиях: Лужин на самом деле опережая их, имитирует ход конём, буквой Г - садясь в итоге на лавочку, замыкая движение своё.
Он - Король, как бы изгнанный из царства своего - мира души, нечто небесного, по чём тоскует душа человеческая на земле, чувствуя тут себя неуютно и зябко, нелепо.

Или вот ещё пример.

смерть матери, отъезд из России, смерть отца, встреча с девушкой, поднимающей за ним выпавшие из дырявого кармана вещи и впоследствии ставшая его женой

Вроде бы простая строчка, да?
Но в вербальном построении этой простой фразы из жизни Лужина, уже вплетена трагическая нотка шахматной трагедии, как музыки, пророчествующей о его смерти: дырявый кармашек окна...
Словно шахматные, безымянные фигурки, из жизни выпадают отец, мать.. а потом и он.
Куда выпадают? Тут тоже тема Алисы. Да и важно заметить, что ни у кого в романе нет имён. Все безымянные. Словно эта жизнь - иллюзия, и подлинными мы становимся лишь после смерти. Именно в конце Лужин и получает своё имя из уст прохожего ( безымянного. Так в древних трагедиях бог принимал образ нищего и странствовал среди людей).
Этот безымянный мог быть.. богом, автором - самим Набоковым.
В эстетике Набокова нет чёткой грани между жизни и смертью, временем и пространством. И потому мотивы многих героев намеренно имеют иную мелодику: она может вспыхнуть мгновенно, как свет от грозы, лилово осветившей лес, в в конце романа или в начале в какой-либо фразе, образе..
Например, в приведённой мной цитате, жена Лужина нагнулась за фигуркой, выпавшей из кармана Лужина.
В конце романа, за кадром романа, она повторит этот жест, припав на колени перед телом своего мужа.
Продолжится её Защита в этом мире: пока она любит, смерти нет и игра продолжается.
Она - чуточку образ души Лужина, как Валентинов, образ Мефистофеля, и не случайно его увлечение в дальнейшем кино: игра и тени на стене. Мир теней. Почти ад.

Удачи вам в дальнейшем знакомстве с Набоковым)


Просто обидно за Набокова.

Ничего страшного, привыкла, люди часто почему-то воспринимают отзывы о чужом творчестве как личную обиду, я не могу этого понять, но уже привыкла.

Лужин, например, приходит к психотерапевту и он среди прочего советует ему не читать Достоевского.

Хорошая рекомендация, я бы тоже с опасной Достоевского советовала, тем более при обострениях психических (психологических) проблем.

Стоит обратить внимание и на отсылки к Кэрроллу и его "Алисе"

Не люблю я Алису, очень не люблю, я в детстве долго не могла после нее спать и даже перечитав недавно опять это повторилось, у меня в голове меняются размеры всего и то потолок пытается меня раздавать, то я проваливаюсь везде так как становлюсь крошечной. Жестокое произведение, вообще не понимаю как можно читать его детям, тем более впечатлительным. Так что если и правда есть схожесть, то это только подтверждает то, что это ну вообще не мой стиль.

Да и важно заметить, что ни у кого в романе нет имён. Все безымянные. Словно эта жизнь - иллюзия

Да, это интересный факт, я изначально много уделяла этому внимания, но восприняла по-другому, связала это с тем, что Лужин настолько живет с собственном мире, что ему плевать на все связи которые дают имена, все слишком далеко, чтоб быть названными, даже он сам...

Что-то в вашем чудесном отзыве слишком много божественного. Я все вижу не так однозначно и не ищу тайных смыслов там где их нет, ну или неспособна сама понять. Вы как Библию разбираете, тоже ищете то, чего там нет и быть не может, это выглядит достаточно забавно.

Статью прочитаю чуть позже.