Больше рецензий

lwy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2020 г. 17:08

977

5

Издана книга очень хорошо: и бумага – красота, и шрифт не «спасите мои очи», и даже колонтитулы имеются (что, впрочем, для словаря насущная необходимость). Книгу предваряет большая вступительная статья о происхождении русских суеверий (очень толковая). В конце есть большой список использованной автором литературы и словарь устаревших слов. Кроме того присутствуют два блока с фотографиями – Архангельская область, место, где автор собирала былички и поверья. Но в самом тексте перекоса в сторону «севера» нет: в равной степени представлены суеверия всех российских губерний. Временной охват: XVIII-й – начало XX-го веков. Словарная статья включает название сверхъестественного существа со всеми вариациями в его произношении и его характеристику (место возможной встречи с таким существом, возможные последствия встречи, его привычки и предпочтения, обряды и мифологическая праоснова, из которой возникла вера в него). Всё это сопровождается примерами «реальных» столкновений людей с данным персонажем (в основном это, конечно, былички). Изложено всё это с расчётом не только на специалистов, но и на интересующихся темой.

С фактологической стороны заметила только одну ошибку в статье «змей». В ней упоминалось «Житие Петра и Февронии Муромских», где, якобы, змей соблазнял Февронию. На самом деле он соблазнил жену брата Петра, Пётр змея зарубил, от его крови заболел, а Феврония его потом вылечила и они поженились. Т.е. сама Феврония змея ни разу не видала. И она там вообще непоколебимый столп женской добродетели. Камазом не своротишь – не то что каким-то змеем.

Есть путаница в статье «кладовой». Из-за неё пришлось пролистывать назад, чтобы разобраться. В начале кладовой мастер определяется как дух, который стережёт клады, а потом без всяких оговорок – как знающий человек, который навострился такие клады добывать.

В ряде случаев автор ссылалась на сказы Бажова о Хозяйке Медной горы, Синюшке, огненной кошке, хотя это не очень уж авторитетный источник для фольклориста. Литературная обработка как-никак. Кто его знает, что Бажов допридумал? У него и о Ленине сказ с чудесами есть. Что ж теперь Ленин – тоже персонаж уральских суеверий?

Когда одолела половину страниц, пришло на ум, что структура у словаря очень странная. У многих персонажей по несколько названий, и для каждого из них в словаре – своя (пусть и небольшая) статья. Одних только наименований чертей – более тридцати. Из них лишь немногие имеют особенные черты (вроде помощников или лембоя). Остальные же почти ничем не отличаются друг от друга. То же касается и домового, и водяного, и лешего, и колдунов с ведьмами, и ходячих мертвецов, прописанных в русском фольклоре под кучей разных ников (одна из мыслей, пришедших во время чтения – «а мир русских преданий не столь и обширен; названий-то много – а всё словно вывески одной и той же улицы»). Думаю, было бы лучше, если бы ряд статей с одним и тем же персонажем объединили в одну большую, а к книге прибавили бы, как в таких случаях и делается, алфавитный указатель. Хочешь узнать про немытика – см. статью «чёрт».

Но это всё мелкие погрешности, а так книга очень хороша.

Грустная мысль: русский народ, оказывается, отлично разбирался в сортах мистического г…на. А я всё недоумевала, зачем в рекламном тексте на переплёте (спереди!) русские суеверия почти приравнивались к вере в чертей. Судя по этой книге, в чём в чём, а в чертях русский народ разбирался отлично. Столько разновидностей нечистых даже Данте в своей книге не упоминал. В прочих же духах народ разбирался не особо. Лешего путали с водяным, домового с гуменником и всех их – с всё тем же чёртом.

А вот существ, которые были бы к человеку не то что благосклонны (это исключительная редкость), а хотя бы нейтральны, почти нет. Даже домовые – тоже нечистые низкоранговые духи, которые если и дружат, то на своих условиях. Мир русского суеверия – страшный мир, где опасность может найти тебя даже дома, где приходится крестить буквально всё на свете вплоть до ложки, которую подносишь ко рту, чтобы не быть испорченным очередной разновидностью «нечистого», и всё равно не быть в безопасности. Ты никогда точно не узнаешь, кто тебе навредил, потому что духи, как правило, имеют неопределённый облик или не имеют его вовсе. Это мир параноиков. Ходи и бойся.