Больше рецензий

21 августа 2020 г. 09:56

680

4

В этом романе не найдешь быстро развивающихся событий, закрученных сюжетов, интриги и прочих моментов, которые не отпускают тебя с первой страницы книги; тем не менее, «Семья Поланецких» увлекает своим незамысловатым сюжетом, проработанными диалогами, философскими рассуждения и довольно интересными персонажами. Даже второстепенные герои вызывают у тебя интерес и желание узнать их поближе. Но все-таки поподробнее остановился на Поланецком и Марье, о которых, собственно, и повествует роман.
Два человека, живущих в абсолютно разных мирах, после многочисленных сомнений, обид и разочарований, нашли в друг друге родственных душ, не захотев более расставаться и приняв решение жить вместе как семья. Хотя, возможно это решение было принято, как говориться, с горяча, ибо только смерть близкого им человека поспособствовала принятию этого решения.
Поланецкий – коммерсант, городской человек, наделенный вроде бы положительными чертами характера, человек целеустремленный, амбициозный, практичный; и Марыня, которая летает в своих розовых облаках, ходит на службу божию и вообще похожа на воздушную овечку, пребывающую в воздушном замке. Тем не менее, эти два персонажа нашли друг друга и обрели некую идиллию в начале своего пути.
Но что-то всегда идет не так, когда столь разные люди пытаются ужиться под одной крышей. Поланецкий по своему характеру собственник, который смотрит на все через призму своего призвания, положения в обществе. Привыкший все брать в свои руки и на все ставить свою отметку, Марыню он воспринимал как свой товар, свое новое изумительное приобретение, которое необходимо ограждать от внешней опасности, но при этом данное приобретение не должно иметь собственное мнение, оно должно слепо должно доверять ему и идти за ним.

«Марыня отдавала Поланецкому свою любовь как принадлежащую ему по праву, и он принимал ее как должное. Его любовь почитала она на счастье, каковым он нее милостиво одеял, сам себя почитая неким божком для нее. Брал все, возвращая лишь малую долю. Не было в его чувстве той робкой преданности, которая сквозит в каждом ласковом движении, давая понять любимой: «Я у твоих ног».

В силу своего характера Марыня принимает такое положение вещей. Марыня говорила о том, что замуж выходят не для счастья, а чтобы исполнять свои обязанности. И что душевный покой можно обрести, только руководствуясь этим правилом. За счастьем не надо гнаться, ибо это всегда будет оборачивается разочарованием. Психология Марыни заключается в смирении, с помощью которого достигается некий душевный покой. И Марыня смирилась.
В таком странном тандеме счастья не найдешь, что уж говорить о душевном покое. Поланецкому этого было недостаточно. Забеременев, Марыня предстала перед ним не как прекрасное создание, а как способ транспортировки ребенка; желание и уважение куда-то ушли, осталось только неудовлетворение и пустота. Поэтому – измена, а потом и долгие нравственные переживания. Потому что несмотря на отрицательные стороны характера Поланецкого, ему совершенно было чуждо аморальное поведение. Можно сказать, что поступок его был минутой слабости, которую испытывают все мало-мальски сильные люди.
А жизнь тем временем день ото дня показывает ему последствия таких вот сиюминутных порывов: семьи рушатся, судьбы ломаются, жизнь переписывается. И глядя на все происходящее вокруг, Поланецкий осознает, как мало он давал своей жене и как много от нее получал. Муки совести не давали ему забыть о происшествии, постоянно указывая ему на то, как мало он достоин Марыни. Пустота, которая образовалась в его душе, не могла больше заполниться сиюминутными запросами; ему стало понятно, что то, что ему необходимо как самодостаточному и счастливому человеку, всегда было рядом, только почему-то было невидимым и далеким.

«Комедия, в которой одни обманывают других, другие – самих себя; есть только обманщики и обманутые, и жизнь – не что иное, как цепь ошибок, заблуждений, соблазнов, ложных положений, одни жертвы обмана, мошенничества, жертвы иллюзий; сплошная путаница и безысходность. Смешная и печальная комедия, а под ее клоунской маской – страсти, надежды, чувства, как зимой под снегом земля. Вот что такое жизнь».

Поланецкий сокрушен, унижен собственными поступками, нравственно погиб. И тут Сенкевичу удается удивительно передать нам то душевное состояние, которое испытывает человек в такие сложные минуты жизни: тут и сомнения, недовольство собой и окружающими, отчуждение от родных, страх за свою будущую жизнь.
И только в минуту полной отчаянности, когда встал вечный вопрос жизнь или смерть, когда пришло осознание того, что в одночасье можно все потерять, он успокоился, скинув с себя груз непомерной ответственности за свой поступок.
Конец этого романа получился на мой взгляд немного слащавым и приторным, ожидаемым, заставляющим хотеть узнать продолжение. Тем не менее, так и должно быть, ведь Поланецкий предстал перед нами не как очередной ветреник и изменник: это мужчина, который сделал ошибку, какую делают множество людей, при этом не терзаясь впоследствии и думая, что так и должно быть.
Единственное, что так и осталось непонятным и неоценённым мной после прочтения - Марыня, которая всей своей чистотой, слабостью и розовыми очками вызывала скорее жалость и разочарование, нежели симпатию. Ее жизненные установки непонятны и нелепы, несмотря на то, что она получила желаемое и обрела гармонию в своей жизни. Всецело отдаваться потоку жизни, допускать существование брака без особой любви, но позиционировать его как долг и призвание, жить и надеяться, что когда-то произойдет желаемое счастье и пребывать в смирении – возможно, именно так и нужно относится к жизни, кто знает. Во всяком случае, такое существование, возможно, в конце концов может помочь справится с любыми трудностями.