Больше рецензий

18 августа 2020 г. 15:19

648

5 Как работает музыка

Чрезвычайно необычная книга. Жанровую принадлежность её определить не так просто. Я бы определил её как искусное введение в специальность для музыкантов. Жаль, что она не вышла у нас пораньше, ибо 8 лет задержки для такой книги — срок приличный. Попадись мне она раньше, мой подход к музыкальному творчеству сформировался бы куда быстрее.

Про Бирна я до этого не слышал и фанатом Talking Heads определённо не являюсь.

Книги из раздела «Музыка» в большинстве книжных магазинов вызывают уныние. Почти со стопроцентной вероятностью на музыкальных полках собраны либо жеманные труды искусствоведов, либо мемуары пенсионеров со вздохами о том, как же раньше было лучше. К счастью, Бирн является скорее исключением.

В своей книге он пытается описать музыку со всех возможных сторон: как искусство, как процесс, как бизнес, как образ жизни. Бирн старается придерживаться научности, насколько это возможно для панка и музыканта. Первая глава, посвящённая месту восприятия музыки очень сильно коррелирует с Книгой звука Кокса. Очень положительная ассоциация в данном случае.

Далее, пересыпая повествование автобиографическими примерами и рассказами знакомых музыкантов, Бирн проводит все механизмы формирования и становления музыканта/или группы. Какую роль играет окружение, наличие открытых для исполнителя площадок, финансовые вопросы. Сама по себе музыка сильно зависит от множества факторов, включая ориентацию исполнителя на продажу записей или живые выступления.

Есть даже глава, где с конкретными цифрами разбираются различные механизмы дистрибуции и отношений с лейблами.

Философски рассматривается противостояние элитной музыки музыке дилетантов. Но здесь, кроме как посетовать, что старые жанры превозносятся и поддерживаются, а новые барахтаются сами по себе, ничего не остаётся. На западе ещё не всё так однобоко с музыкальным образованием.

Но самым главным для меня в этой книге стало вселяемое ей чувство уверенности, что «правильных» путей в творчестве нет и нужно искать какие-то ограничения для того, чтобы именно в этих рамках испытывать творческую свободу.

Но, с ограниченной свободой, как концепцией, знакомы и согласны многие, и об этом можно много где ещё прочитать. А вот приоткрыть завесу над своими внутренними творческими процессами, показать, что «правильного» и «неправильного» нет, а также своим примером продемонстрировать, что классического музыкального образования не нужно — в этом Бирн преуспевает куда лучше многих. И именно этому, скорей всего, и посвящена вся книга в целом.

Как работает музыка