Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2012 г. 00:18

496

3

После таких книг трудно остаться равнодушным. Написано жёстко, эмоционально, ножом по сердцу. И вместе с тем до крайности субъективно и неоднозначно. По-моему, по исполнению роман просто великолепен. Но вот что до содержания, то тут у меня возникает целый ряд вопросов и претензий к автору. Но обо всём по порядку.

Итак, главная героиня - автор детективов лет шестидесяти, отправляется вместе с исследовательской экспедицией к северному полюсу. Номинально - в поисках новых впечатлений для писательства, на деле же поездка лишь способ сбежать от себя, одиночества и скверных воспоминаний, мёртвым грузом лежащих на душе. Но похоже, что попытка бегства от прошлого обречена на провал: где-то среди членов экспедиции затесался старый враг, который преследует героиню, изводя мучительными напоминаниями о случившемся много лет назад.

Такова завязка романа. А дальше нас ждёт самая натуральная семейная драма, объясняющая мотивы и героини, и её таинственного недруга. Насколько я понял замысел писательницы, эта часть как раз и должна играть. Живые выпуклые персонажи, глубокая проработка эмоций и психологии, непростые жизненные ситуации и выборы - всё это мы как бы должны увидеть, прочувствовать и восхититься. Финальным же аккордом должно стать разоблачение и победа над врагом, знаменующая личностный рост героини и преодоление себя. Но, если честно, у меня развитие характеров персонажей вызвало скорее недоумение, и чем дальше, тем больше.

Да, спорить с тем, что любовь порой принимает странные и порой даже жуткие формы, трудно. Очень часто люди ранят близких, порой даже не отдавая отчёта в собственных чувствах. Особенно если объект их привязанности полностью безразличен и отстранён. В книге подобная проблема характерна почти для всех персонажей. Но вместо того, чтобы попытаться справиться с противоречиями внутри себя, герои раз за разом стараются самоутвердиться за счёт кого-то ещё, ранить другого, сделать так, чтобы кому-то было ещё хуже. Другими словами, вместо того, чтобы принять себя такими как есть, герои (все-все: и Бьёрн, и Сюсанна, и Инес) мучают кого-то, внушая себе чувство ложной значимости и уверенности. Учитывая, что отношения их странным образом запутались в замкнутую систему, происходящее напоминает возню пауков в банке. Энтропия растёт, ненависть и презрение множатся, подступают к горлу и душат, не имея возможности вырваться. Герои сами себя заперли в клетки агонии, сами придумали себе ярлыки-приговоры: "плохая мать", "серая мышь", "ничтожество". И боятся мира вокруг, и бегут в себя, в уютные свои клетки. Не понимают, что главный враг как раз там. У запертого в одном вольере со львом шансы на спасение не велики. Напряжение нарастает, тонкий лёд души даёт перввые трещины. И вот он сломан, и первая жертва уходит под воду. Молча, без крика. А дальше - эффект домино, трещины ползут и множатся, и не выдерживает кто-то ещё, и потом ещё один.

Это всё, спору нет, красиво написано и действительно берёт за живое, временами даже комок к горлу подступает. Но это же так предсказуемо. У героев есть самое главное, что нужно для спасения - понимание собственной проблемы. Но ни один не может выйти за её рамки и спокойно всё обдумать, поискать возможные решения. Помните сказку про лягушку, которая попала в кувшин с молоком? Вот это как раз о том же. Мне правда жалко героев, согласитесь, это до боли трогательно - до мозга костей эгоисты, не умеющие жалеть себя. С достойным лучшего применения упорством Бьёрн и Инес раз за разом втаптывают в грязь тех, для кого они были целым миром. А когда дело доходит до того, чтобы отрезать, оторвать от себя, вышвырнуть вон тех, кто ранит их самих, герои складывают лапки и сдаются судьбе. Неужели так трудно понять, что нужно бороться до конца, а если не сложилось - принять поражение и просто жить дальше. Единственно светлое пятно - Элси, которая, хоть и выдумала себе искупление за несовершённые грехи, умудрилась всё же избавиться и от ненависти, и от любви. Можно возразить, что финал символизирует победу Сюзанны и её освобождение от прошлого. Господь, какая ещё победа? Да она же тридцать чёртовых лет не жила, а смирно существовала, всегда держа в уме осознание собственной никчёмности. Пугалась каждого звука. Лучшие годы потратить на самоедство, не уметь убить в себе ненужную и мучащую любовь - где тут победа? В свои шестьдесят-с-чем-то Сюсанна по описанию автора производит впечатление тридцатилетней женщины. Но время-то уже ушло, водой утекло сквозь пальцы, замёрзло и стало льдом. Как "Один" ломает лёд, так героиня всё же вырывается из собственной клетки. Но вместе со временем потерян и целый мир безвозвратно упущенных возможностей - осталась лишь одна дорога. Для корабля - к полюсу, для Сюсанны - ну, вы и сами всё понимаете. Better late than never but better never late, если вкратце.

Итого - блестяще, мастерски написанная в пустоту вещь. Даже обидно, что столь тщательно выписанные герои оказались такими странными и нелепыми людьми. И ещё более обидно, что кто-то может счесть вот этот вот финал - счастливым.

P.S. Вполне допускаю собственную предвзятость плюс отсутствие жизненного опыта, чтобы судить о. Я, слава богу, никого не терял, не влюблялся и не оказывался преданным. Если вам есть, что возразить, пожалуйста, комментируйте, буду очень рад.

Прочитано в рамках мини-флэшмоба "Дайте две" в паре с уважаемой Neutral , книга из вишлиста уважаемой.

Комментарии


Хорошо написано, захотелось прочитать! Спасибо! А вы еще что-то у автора читали? Какие впечатления?


Ничего не читал - мне эта книжка выпала по флэшмобу "дайте две". Может, прочитаю что-нибудь ещё, пока даже не знаю.


Я прочла "Апрельскую ведьму" - мне очень книга понравилась, но она морально тяжела для восприятия - такая непроглядно-минорная, тягучая.


Эта книга примерно в таком же ключе.


А почему Вы решили, что героине 60 лет? Мне казалось - лет 40-45.


И почему при

После таких книг трудно остаться равнодушным.

такая нейтральная оценка?


Ну вот смотрите - Андерс с Евой прожили в браке на момент событий на "Одине" 31 год, об этом ясно сообщается в тексте. Когда пропал Бьёрн, героине было лет этак 16. Ева с тех пор успела уехать в Англию, прожить там два года, устроить дебош на концерте бойфренда, загреметь в клинику, познакомиться с Андерсом, выздороветь, выйти за него замуж. Как минимум пятьдесят с чем-то. Но мне сейчас кажется, что вроде бы там где-то сообщался её возраст совершенно точно, просто я не помню((

А что до оценки, то я не считаю , что 3 значит "оставило равнодушным". Это что-то вроде "неплохо, но могло быть лучше".


ей около 47-50, по-моему. Она там где-то упоминает, что брат пропал лет 40 назад (события сорокалетней давности называются вроде бы). И книга как раз об этом, что все в жизни чаще всего так и бывает -со стороны все очевидно, кому с чем бороться и кому куда идти. А вот оказавшись внутри все не так и просто, и люди совершают ошибки за ошибками, порой и роковые..