Больше рецензий

Ximymra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба в штатском

17 августа 2020 г. 14:50

944

5 Кто виноват и что делать?

Это что такое?
Книга = расшифрованная запись видеоролика с участием Михаила Попова, Клима Жукова и Дмитрия Гоблина Пучкова. Это один из цикла роликов с Михаилом Поповым об современной российской экономике/политике, социализме/марксизме.

А вы кто такие?
Гоблина и Клима Жукова представлять излишне, их с избытком в этих ваших интернетах, а вот Михаил Попов – ученый, философ, экономист, политический и общественный деятель. Кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор (звание присвоено на кафедре экономики и права). В настоящий момент профессор кафедры социальной философии и философии истории СПГУ. Крайне здравомыслящий и адекватный товарищ.

Зачем это надо?
Знания должны распространятся во всех форматах. Счастье учиться у Михаила Попова выпадает не каждому, чуть большему количеству людей посчастливится послушать лекции или выступления в записи и, к счастью миллионов подписчиков Гоблина, есть ролики с лекциями/беседами на ютубе, есть аудиоверсия, и вот тот же материал выходит виде брошюры – для удобства хранения и возможности перечитывания. Книга-лекция-беседа дает краткий и понятный обзор происходящего здесь и сейчас пи***ца в экономике и такой же краткий и понятный анализ оного. Помогает разобраться с ключевыми терминами, понятиями и явлениями современной экономики, касающимися нашей реальной повседневной жизни.

Кому это интересно?
Пролетариям. Пенсионерам. Домохозяйкам. А больше всего – молодым людям 30+, у которых мозг уже начинает потихоньку вставать на место и появилась возможность оглянуться вокруг и задать себе правильные вопросы: кто виноват и что делать?

Так о чем речь?

- капитал/капиталист, государственно-монополистический капитализм, империализм
- оппортунизм/оппортунист
- экономическое планирование и госзаказы
- амортизация производства, накопление средств и развитие производства
- инвестиции/инвесторы
- сектор реальной экономики vs цифровая экономика, торговая экономика vs производственная
- контроль выполнения производственных стратегических планов
- прогрессивный налог
- процентные ставки кредитов для бизнеса, отрицательная ставка процента по кредиту
- профсоюзы, право на забастовку, социально-трудовые конфликты, коллективный трудовой договор
- формирование зарплат, созависимость уровня зарплат и внутреннего спроса
- индексирование зарплат, номинальное и реальное содержание зарплаты
- инфляция
- в чем смысл сокращения рабочего дня
- занятость населения, связь с системой образования и наукой, стипендии
- монополия как неизбежный результат свободной конкуренции
- кейнсианство
- законодательство в экономике, экономические преступления, взяточничество, общественная собственность, лоббирование
- рост производительности труда: какие проблемы он должен решать, и почему не решает
- снижение себестоимости как катализатор научно-технического прогресса
- система страхования, медицинские страховки, пенсионное страхование
- цель социалистического производства («удовлетворения нужд общества и свободное всестороннее развитие всех членов общества») vs цель капиталистического производства (наращивание объема/оборотов и повышение прибыли)
- свободная личность vs свободные массы
- религия, светское государство, конституция
- снижение цен как регулятор спроса на товары; розничная и оптовая цена, розничная цена как индикатор роста производительности, регулирование разницы между оптом и розницей с помощью налога с оборота и подоходного налога; связь розничной цены с реальным содержанием зарплат
- «профессиональный идиотизм», свободное время, организация досуга населения для дополнительного образования (военные, профессиональные, управленческие навыки), связь наличия свободного времени и дополнительных знаний и возможности оценивать и контролировать собственное правительство
- потребильно-стоимостная теория научно-технического прогресса
- виды поощрения за работу, как быть богатым и свободным при социализме
- абсолютна и относительная прибавочная стоимость

Как читается?
Стремительно. Живые примеры, шутки и меткие комментарии, острые вопросы – олл инклюзив, как говорится. Объясняется все на пальцах, чувствуется гигантский опыт преподавания Михаила Попова.

А что не так?
Отсутствие четкой структуры. Много повторов, частые перескоки с одного на другое. Например, про глубинный и глобальный смысл сокращения рабочего дня – размазано по всей книге, т.к. это не книга, а запись разговора, а в разговоре, естественно, одна и та же тема может быть поднята и окучена несколько раз и по-разному.

Местами напоминает пенсионерское квохтание на лавочке у подъезда типа «раньше трава была забористее», но разница между тетейклавой с четырьмя классами образования и профессором экономики таки есть. Особенно когда профессор рассуждает о предметах строго в сфере своей компетенции и не лезет в то, в чем не разбирается.

Жирные плюсы
Развернутые ответы на вопрос «Что делать?». Показана взаимосвязь всего со всем в экономике, как одно проистекает из другого и что на что влияет. Указаны прямые пути для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни и жизни страны (да, вот такая программа максимум!).

Пропаганда?
Безусловно. Но лично я предпочитаю пропаганду самообразования и правовой грамотности пропаганде протреблядства и толерастии.

Спискота имеется?
Внутри текста есть ссылки на полезные материалы о том, какие права мы имеем, но о них не знаем и ими не пользуемся, а также на полезные книжки и исследования, курсы лекций Михаила Попова и не только.

Итоги
В результате имеем эдакий «материал для закрепления» для тех, кто просмотрел ролик с участием товарищей. Своеобразный ликбез для старшеклассников типа «что вам не рассказали на уроках обществоведения». Из-за формата (триалог) воспринимается не так серьезно, как могла бы восприниматься запись той же лекции, но сути это не меняет.

Кому читать?
Всем, кто хочет начать разбираться в окружающей действительности. Кто хочет знать, почему цены растут быстрее зарплат и почему большие деньги можно приобрести только воровством. Тем, кто хочет знать, почему он не доживет до пенсии и где справедливость?

Кому не читать?
Тем, для кого солнце восходит на Западе и «в Европе жить хорошо». Смотрителям телевизоров, жителям Дома-2.

Источник

Комментарии


Жму палец вверх трижды!