Больше рецензий

SeverianX

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 августа 2020 г. 15:37

522

4.5

«Девушка с татуировкой дракона» - первый роман из трилогии Стига Ларссона «Миллениум». По жанру это скандинавский детектив с элементами триллера. Данная книга снискала огромную популярность не только у себя на родите, но и по всему миру.
Для начала немного о сюжете. Вот уже почти 40 лет загадка исчезновения юной племянницы Харриет не даёт покоя стареющему промышленному магнату Хенрику Вангеру. В последней отчаянной попытке во всем разобраться он поручает это дело журналисту Микаэлю Блумквисту, который совсем недавно проиграл громкое дело против другого олигарха, Ханса Эрика Веннерстрёма, и был осуждён за клевету. Теперь, чтобы не подставить под удар свой журнал «Миллениум», он вынужден покинуть пост ответственного редактора. Журналистская карьера находится под угрозой, т.к. нет ничего хуже, чем потеря доверия. Адвокат Вангера-старшего Дирк Фруде поручает написать полное досье на Брумквиста одарённой хакерше Лисбет Саландер. Микаэль берётся за дело сорокалетней давности больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает, что проблема куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие на острове с несколькими чудовищными убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? Причём здесь цитаты из Третьей книги Моисея? Кто угрожает жизни самого Микаэля, когда он находит новые факты? Да, и кто бы мог подумать, что в идеалистическом провинциальном городке скрывается настоящее исчадие ада…
По словам самого Стига Ларссона образы главных героев он позаимствовал у известной шведской писательницы Астрид Линдгрен: Микаэль не кто иной, как юный сыщик Калле Блумквист (в романе журналист воспринимает такое сравнение, как оскорбление), а Лисбет Саландер – неординарная и непоседливая Пеппи Длинный Чулок. Для меня прорисовка героев является отдельным плюсом. Микаэль Блумквист – талантливый и честный журналист, интеллигент из рабочей семьи и любимец женщин. Своё призвание он видит в разоблачении нечистых на руку бизнесменов и благодаря своему правдолюбию и прямолинейности нередко вступает в противоборство с менее принципиальными коллегами по цеху. Его внимательность и острый ум позволяют находить зацепки там, где их не видят другие. При всём при этом Микаэль не лишён некоторой наивности, верит, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а каждый плохой поступок продиктован обстоятельствами. Лисбет Саландер – талантливая хакерша, работающая в компании по обеспечению безопасности. В её обязанности входит поиск информации и составление досье на различных людей. В этом деле она достигла огромных успехов, и может узнать самое сокровенное. Лисбет страдает определёнными психическими отклонениями, испытывает сложности при взаимодействии с людьми, поэтому находится под опекунством. Однако за маской недалёкой девушки-неформала скрывается настоящий гений. Лисбет не нужно разбираться в устройстве чего-либо, она просто понимает принцип работы техники и информационных систем, обладает фотографической памятью и нестандартным мышлением. В противовес Микаэлю, она более цинична и считает, что, чтобы быть плохими людям, не нужен повод.
Стиг Ларссон не только писатель, но и известный политический журналист, и это накладывает определённый отпечаток на стиль изложения. В романе ярко освещена гендерная проблема и жестокое обращение с женщинами. По мнению автора, в Швеции мужчины ослеплены жаждой власти, и отношения с женщинами носит строго авторитарный характер, а многие представительницы слабого пола подвергаются унижениям и насилию. Ларссон довольно жестко осуждает идею нацизма и, по моему мнению, придерживается левосторонних политических взглядов. На это указывают, например, некоторые моменты в личной жизни героев.
Автор является талантливым продолжателем дела мастеров детективного жанра прошлого. Он подкупает читателя завязками побочных сюжетных линий и задерживает детали подлинной интриги. В день преступления мост, ведущий на остров Хедебю, где располагается особняк Вангеров, оказался перекрыт в результате автокатастрофы. Из этого следует, что в произошедшем с Харриет Виноват один из тех, кто находился в тот день на острове. Подобные ходы характерны для детективов Агаты Кристи – типичная «загадка запертой комнаты», но на этот раз в более оригинальном исполнении. Для Ларссона характерна осознанная медлительность повествования сюжета. Только примерно через сто страниц автор начинает вводить читателя в курс основной интриги. Однако талант автора не даёт нам скучать, не смотря на то, что сюжет практически не двигается.
Роман удостоен целых двух экранизаций (шведской в 2009 и американской в 2011) и награждён множеством литературных премий, в том числе и после смерти автора.
Итог: Выдающийся образец детектива скандинавской школы с лихо закрученным сюжетом, запоминающимися главными героями и самобытной северной атмосферой.