Больше рецензий

QGEIS

Эксперт

Начинающий эксперт Лайвлиба

7 августа 2020 г. 19:04

548

4 Досадное промедление.

Фанаты трилогии «Воспоминания о прошлом Земли» китайского фантаста Лю Цысиня были приятно удивлены, когда вдруг появилось продолжение, четвёртая книга. Но написана она другим автором: фанфик выпущен фантастом Ли Цзюнем. Его роман «Возрождение времени» стал моментально хитом, поскольку сам автор трилогии «официально признал» это произведение, и причислил к продолжению трилогии. Как и любой другой фанат «Задачи трёх тел» (эту трилогии ещё называют по названию первой книги), узнав, случайно, о продолжении (ведь никаких анонсов не было, даже перевели и опубликовали на русском достаточно быстро и «вдруг»), я скоропалительно его приобрёл в свою библиотеку и сразу прочитал.

Начало романа «Возрождение времени» сразу же помещает читателя в ту самую атмосферу «Трёх тел», и если понравились все три книги трилогии, то читатель растворится в атмосфере четвёртой книги моментально: узнаваемо всё. Правда, только по началу. В первой части книги Баошу (псевдоним Ли Цзюня) пишет продолжение сюжета, мастерски придумывая «что же было дальше». Его сочинение является именно продолжением, причём в нём он многое объясняет: о причинах и следствиях действий героев в предыдущих книгах. И выглядит это всё очень правдоподобно — не чувствуется рука другого автора, словно продолжение писал сам Цысинь. Но, этот «эффект» длится только в первой трети книги.

Если говорить о романе «Возрождение времени» как о целом, то оно разделяется на две части, составляющие которого — блестящее художественное продолжение трилогии и нон-фикшн в художественном обрамлении, где автор апеллирует множеством фактов из космологии, астрологии, астрономии, причём с очень углублённым изучением тем, когда в них разбираются лишь 10 из 1000. В результате ты читаешь то, что сложно воспринимать сквозь призму художественного литературного произведения. Это фантастика, да, где писатель может придумать неведомые миры и причудливые вселенные, а пониманием всего этого — понятие относительное. Но если в художественное произведение вторгаются научные данные, то завораживающий мир фантастики начинает разрушаться, где речь заходит о испаряющихся мембранах, о нуль-размерности, о узлах времени и супермембранах, о том, чем является в реальности «пять килограммов материи», и всё это, лишь немного, приправляется оттенком фантастики в виде «пробуждающегося поля познания». Книга теряет некий шарм заявленного жанра в ранее написанных книгах «Трёх тел», ведь у Цысиня была вымышленная история, полностью придуманная и продуманная. Баошу нашёл интересное продолжение, но то, что он добавил от себя, от своего авторства — становится чужеродным, роман перегружен научным подходом. Художественная фантастика, как стиль написания, исчезает из повествования словно та самая мембрана, которая испаряется изменяя цивилизации, вселенные и миры (а если брать книгу как отдельное произведение, то для читателя это станет огромной ошибкой: она станет совершенно не «удобоваримой»; как, в прочем, и вся трилогию, если её начинать читать со второй книги, или не дай бог с последней).

Если Вы знаете, как можно вырваться за пределы мироздания, какое оно, мироздание, там, за пределами, какими законами и размерностями оно существует, если Вы легко понимаете, что происходит в момент схлопывания десяти измерений в три, по очереди, и почему, и в результате чего это происходит, то этот роман — Ваш, абсолютно. Рассказ об этом — главная в романе. Вполне возможно, что автор описывает истинное «положение вещей», несмотря на то, что данное произведение всё же художественное произведение, а не нон-фикшн.

Тема пространства и времени, вселенной и миров, цивилизаций и жизни галактик в фокусе n-размерности всё больше находят научные открытия. Кто знает «что мы», «кто мы» и «кем мы станем» через 700 лет? В романе «Возрождение времени» герои существует в то время, когда уже не существует «Млечного пути», когда наша цивилизация — это уже давнее прошлое во Вселенной. Происходящее на страницах романа — это очень далеко по времени от наших дней.

Учёные нашего времени уже создали прогноз того, как всё закончится: что случится с нашей планетой, с нашим Солнцем, с нашей галактикой и с нашей вселенной, и как всё закончится. Конечно, это лишь теория, но что если даже после того, как всё закончится, существует «продолжение»? Быть может и существует «возрождение времени»? Что если время, как единица измерения, — оно циклично? Что если процессы времени, процессы временной размерности способны продолжаться, способны возрождаться? Что если существует то, что способно «перезапустить» процессы фундаментальных принципов основ всего, способно перезапустить время? Все эти вопросы и темы имеют бесчисленные ответвления в рассуждениях и варианты событий, но, как говорит один из героев четвёртой книги «Трёх тел»: «Есть пределы тому, что можно вычислить и предсказать».

Попытки учёных нашей цивилизации понять и приблизиться к истинам, превращаются лишь к досадному промедлению времени, которое, некоторые, тратят полностью на попытки найти и разработку вариантов, на способы и возможности понять то, с чего всё началось. Учёный мир всегда стремится к объяснению. Но любые поиски всегда упираются в порог допустимого, который переступить невозможно, и только лишь из-за ограничений, созданных в нашем мире. Даже если время и может возродиться, то это возможно не в нашем измерении.

Главный «литературный выстрел», и даже феномен, «Возрождения времени» — это то, что четвёртая книга закольцовывает всю историю «Трёх тел»: четвёртая книга заканчивается началом первой. Это придаёт задумке удивительный эффект, который можно испытать только прочитав все книги. Это уникальный литературный материал, где мир создан целостно, продуманно, где герои живые, а сама «Задача трёх тел» имеет решения, обсуждения, дискуссионные беседы, и даже повод для проведению больших «круглых столов» на тему настоящего и будущего человечества, которое уже сегодня задумывается о спасении самих себя в планетарном масштабе. Досадное промедление в этом вопросе опасно, когда и возрождение времени не поможет.

Рецензия на роман «Задача трёх тел» — первая книга трилогии «Воспоминание о прошлом Земли».
Рецензия на роман «Тёмный лес» — вторая книга трилогии «Воспоминание о прошлом Земли».
Рецензия на роман «Вечная жизнь смерти» — третья книга трилогии «Воспоминание о прошлом Земли».