Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

28 июля 2020 г. 23:13

530

4 Ненормальность не диагноз

«Параноик — это тот, кто немного разбирается в том, что происходит вокруг, а псих — это тот, кто только что окончательно во всем разобрался.»

Ты слышишь об этом по радио: кровь, оторванные руки-ноги, чьи-то имена. Но если дневная порция бедствий произошла, а твоего имени по радио не объявили, можно выходить на улицу. Спокойно ехать на работу.


Гилад Элбом – молодой человек, уволившийся из армии и отправившийся работать медбратом в психиатрическую клинику Израиля. Что может быть проще, чем нянчиться с семью безобидными психами, а в перерывах дописывать диссертацию по лингвистике? Но за окнами клиники всё больше набирает оборотов арабско-еврейский конфликт, повсюду слышны взрывы, крики, а на улицах то и дело находят мёртвые тела. И Гиладу начинает казаться, что эта лечебница – единственное безопасное место, которое, несмотря на своё предназначение, кажется вполне нормальным на фоне всего остального мира.

Гилад Элбом – и автор книги и её главный герой, который, по сюжету, никак не может закончить свою собственную книгу. Элбому действительно пришлось поработать в клинике Израиля в девяностых годах, так что книга биографичная. "Параноики вопля мертвого моря" – это книга с абсурдным, нелепым названием, но с довольно серьёзным наполнением. Там поднимаются вопросы религии, философии, войны, бюрократии, а также ставится под вопрос само понятие нормальности.

Ибо если не будет слабых и смиренных, как сможем мы укрепить сознание своего преимущества? Для того, чтобы обозначить себя цивилизованными, нам нужны якобы дикари. Для того, чтобы постоянно подпитывать иллюзию собственного здоровья, нам нужны якобы больные. Для утверждения нашей щедрости, нам нужны якобы бедные.


Помимо главного героя и его поехавшей на политике дотошной подружки в книге есть семь любопытных персонажей, пациентов клиники: Иммануэль Себастьян ни во что не верит (нарушение способности верить), Асада Бенедикт считает себя мёртвой, Абе Гольдмен пишет письма одной порноактрисе, в которую безответно влюблён, Амос Ашкенази постоянно носит фиолетовые футболки и имеет большой словарный запас, Урия Эйнхорн носит зелёную бейсболку и постоянно рассказывает разные истории о своей жизни, Ибрахим Ибрахим – убийца, который хотел покончить собой, но вместо этого убил девушку, и Деста Эзра, которая просто на всех смотрит и молчит. Все они, согласно аннотации и мыслям главного героя, призваны отражать психотичные нормы внешнего мира. Справляются они с этим с натяжкой, но на фоне тотального пиз*еца, творящегося на улицах, действительно выглядят нормальными.

— Я ни во что не верю, — качает головой Иммануэль Себастьян
— И даже в Бога?
— Я ничего против Бога не имею. Я просто не верю, что он существует.


– Я мертвая, – говорит она и почесывает свой нос.
– Откуда ты знаешь, что ты мертвая?
– Я пахну смертью.
– Так помойся.
– Не поможет. Я гнию изнутри.

картинка Martis

Главный герой, помимо прочего, ещё и лингвист по профессии, поэтому в книге вы то и дело будете встречать размышления по поводу происхождения тех или иных слов, построения диалогов и словесных конструкций.

– Я убил человека. Но у меня на то была хорошая причина.
– Кем был этот человек?
– Кем? Я думал, что ты – писатель.
– Кто был этот человек?


Что автору удаётся просто на отлично – это построение диалогов. Это диалоги на грани какого-то сюра (а чего вы ещё хотели от общения с психами?), но содержащие в себе кучу размышлений на различные темы и захватывающие читателя с головой.
Помимо небольших уроков лингвистики, пищи для раздумий в вопросах религии и философии, вы получите ещё и экскурсию по Израилю девяностых годов. Отправитесь вместе с персонажами к Мертвому морю и покатаетесь на байках с арабами.

Что же до поднятых проблем – здесь их навалом. Но главная мысль, которую пытается донести Элбом, заключается в том, что все мы рано или поздно окажемся в четырёх белых стенах, связанные по рукам и ногам. Ведь мир уже давно слетел с катушек. В нём тебя сажают в клинику, если ты пишешь любовные письма порноактрисе, но не сажают, если ты устраиваешь теракт, выруливая автобус с пассажирами в обрыв. В нём считается ненормальным ни во что не верить, но считается нормальным убивать людей во имя своего бога. В этом мире ты – псих, если считаешь себя мёртвым, но не псих, если идёшь и добровольно убиваешь себя.


Не умрёте — так хотя бы стыдитесь. Пусть вам будет стыдно за то, что вы хотите уехать в Скандинавию, что вы смотрите телевизор по утрам в субботу, что пьете пиво во время семи дней Пасхи, что вы случайно улыбнулись в день, когда мы вспоминаем, как злые римляне разрушили наш храм две тысячи лет назад, что вы купили в магазине новый журнал про хэви-метал, а не магазин к вашему «узи». Не ренегатствуйте. Будьте ответственны.


Книге от меня твёрдая четвёрка. Минус полбалла за то, что, несмотря ни на что, "Параноики..." написана несколько скучно и занудно, пусть и с великолепными диалогами, безумными персонажами и яркими сценами жёсткого секса. И ещё минус полбалла за открытый финал, который оставил меня один на один со своими домыслами.


— Суть в том, что они не хотели, чтобы мы жили в многоцветном мире. Разнообразие всегда вредит. Безопаснее, когда все черно-белое. Меньше путаницы. Мы — они, правильное — неправильное, хорошо — плохо. Все намного понятнее, когда нет цветов.

картинка Martis