Больше рецензий

28 июля 2020 г. 11:57

131

5 Такие разные барьеры

Название сборника «Прорваться к Барьеру» на первый взгляд может показаться не соответствующим содержанию. По крайней мере в повести Тимура Максютова «Багряный прилив» пресловутый Барьер, разделяющий Север и Юг мира Аквы, упоминается лишь вскользь, оставаясь мрачной, пугающей тенью на горизонте и участвуя в происходящем посредством своих порождений вроде Белой Косатки. Еще о Барьере напоминают родившиеся неподалеку от него подростки-паранормы Фонбора, имеющие сверхъестественную связь между собой и чувствующие Барьер как никто другой. Но в дальнейшем становится понятно, что все не так просто. Во-первых, сам по себе Барьер так или иначе, прямым или косвенным образом влияет на мотивации и поступки персонажей, а во-вторых, читая, понимаешь, что Барьер – он не только в Акве. Свой барьер находится в душе каждого из населяющих ее людей. Этот внутренний барьер можно рассматривать как границу добра и зла или некий внутренний рубеж, переступив который человек меняется необратимо. Свой барьер есть и у Алимы яру Пассат, главной героини повести Тимура Максютова, одержимой и личной местью, и мощной идеей, движущей ее по жизни и помогающей не сдаваться даже в самых отчаянных ситуациях. И чтобы добиться своей цели, ей нужно «всего лишь» переступить свой внутренний барьер, сделать главный выбор, ибо могучая темная сила Белой Косатки готова ей помочь, только скажи «да», согласись заплатить страшную цену – и все будет… а может быть, не будет уже ничего. Живого.
Свой барьер и у героев повести Ирины Лазаренко и Дмитрия Самохина «Сокровище для Сирены» - Си Фонбора и Эльмара Безумца. К нему они подходят, когда эпидемия загадочной болезни поражает жителей острова Найрэ, куда Си занесла нелегкая судьба, разлучившая ее с братьями и сестрами, и где Эльмар пытался начать новую жизнь, похоронив себя-старого и научившись сосуществовать с преследующими его призраками (в буквальном смысле призраками). Для Си и Эльмара имя этому внутреннему барьеру – человечность. Как не озлобиться на людей, от которых они видели больше зла, чем добра, и которые привыкли враждебно воспринимать всех, кто не похож на остальных, для которых собственное благополучие, деньги и власть куда важнее жизни других людей, и которые, может быть, не очень-то и заслуживают права называться человеком? Как не махнуть на них рукой, не сказать: «Да пусть дохнут, мне бы они помогать не стали!», зная что страшную болезнь можно остановить? Очень непростой выбор.
А вот у героев повести Анастасии Парфеновой «Дороги небесные» барьера целых два: внутренний и внешний, тот самый. Ведь живут они на острове Эо, у самого Барьера, и вся жизнь их зависит от него. У Терзо дона Сирокко и Тора Фонбора цель как раз та, что вынесена в название сборника – прорваться к Барьеру, вернее, за Барьер, и узнать, что там, в другом мире, мире Юга, откуда исходит пока смутная, но внушающая немалую тревогу угроза. У жены главного героя, Инсе, цель иная – спасти уникальное коренное население Эо, племя, в котором она родилась, ибо начнись война с Югом – и как раз на Эо обрушится первый удар. И у каждого из героев внутренний барьер – на линии фронта между долгом и личными стремлениями. Для Терзо – это семья, для Инсе – продолжение рода. И ответ, что важнее, каждому из них найти очень нелегко.
Все три произведения сборника отличаются традиционно сильной прозой, глубоким погружением в мир Аквы, да простится мне этот невольный каламбур, буквально осязаемой атмосферой, мощным психологизмом и неожиданными сюжетными ходами. К примеру, тех, кто читал предыдущие «Аквовские» вещи Самохина и Лазаренко, в финале «Сокровища для Сирены» ждет большой сюрприз.
Сборник однозначно рекомендую к прочтению.