Больше рецензий

27 июля 2020 г. 12:47

197

5

Самая большая ценность книги в том, что частично ее написала сама актриса, а к ее историям Берджесс добавляет нейтральные безоценочные комментарии и слова других персонажей (читай родственников и коллег). При этом личность свою соавтор не выпячивает, предоставляя Ингрид Бергман самой давать оценки происходившему.

Я ценю в книгах женский взгляд. Двое из троих мужей Бергман были отцами ее детей, и оба при разводе манипулировали ее материнскими чувствами; финансовая сторона разводов тоже характеризует Линдстрома и Росселини не с лучшей стороны. Несмотря на явно огромные душевные страдания, актриса не концентрируется на них, в ее изложении нет позы — ни жертвы, ни, наоборот, гротескной жизнелюбивости напоказ (о ее жизнерадостности и душевной силе пишет уже Берджесс, как бы со стороны). Поэтому для меня это история о том, как неординарная талантливая женщина жила по-настоящему: принимала собственные решения, а где-то плыла по течению, делала ошибки, осознавала свои промахи и недостатки, росла над собой, рефлексировала об отношениях (например, о том, как любимые мужчины влияли на ее самооценку, управляли ею), разрывалась между желанием работать и семьей — что-то получалось, а что-то нет. Это книга не о том, что Ингрид Бергман богиня — мне кажется, что ее опыт похож на опыт многих женщин. Поэтому с ней легко себя ассоциировать и чему-то у нее учиться.

Среди прочего меня поразило то, насколько страшным может быть сталкинг, особенно многолетний. Бергман, что бы с ней ни случилось, начиная с итальянского периода, постоянно преследовали журналисты. Она подробно описывает, как ее не оставляли в покое даже сразу после родов, как ей постоянно приходилось откуда-то убегать, прятаться, думать о том, кому и как позволить себя сфотографировать, по сути, жить в постоянном напряжении, стрессе. Этих сцен очень много, но они опять же описываются не с позиции жертвы злобных папарацци, а спокойно, иногда даже как приключение (спустя годы, наверное, эмоции сглаживаются). Но от этого спокойствия мне как читательнице только страшнее.

Вообще, тема отношения общества (особенно, конечно, консервативного) к женщине, тем более возведенной на пьедестал — но и не только, — занимает в книге много места. Сначала актрисе «нельзя быть замужней» публично, ведь тогда спрос на нее упадет; потом она не может развестись, потому что все начнут попрекать ее детьми. А если, упаси господь, она заявит, что полюбила кого-то вне брака, ее чуть ли не четвертуют. Можно быть красивой, вести внешне благопристойную жизнь, поступать на основании советов тех, «кто лучше знает». Ингрид Бергман успела и играть по этим правилам, а потом нарушать их, становясь более зрелой и уверенной в себе. Ее хочется сделать своей ролевой моделью, а книгу — перечитывать.
_______

Самое грустное в издании - верстка: повествование от лица Бергман ничем графически не отличается от вставок Берджесса; путаница с типографикой. Но это становится понятнее, если учесть время печати (конец 1980-х).