Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июля 2020 г. 19:21

395

3 Всё на продажу

Если бы возлюбленной Блаженного Августина оказалась Маргерит Юрсенар или иная женщина с ее талантом и умом, книга бы удалась.

Затея интересная: создать письмо-мистификацию, будто бы написанную сожительницей Августина, с которой он прожил тринадцать лет и которая родила ему сына, увы, умершего в отрочестве, но успевшего поразить отца своим не по годам развитым умом. Все претензии к книге заключаются в том, что важно, как это бывает почти всегда, не "что", а "как".

Автор, как говорится, пошел по пути наименьшего сопротивления и создал текст поверхностный. Поработал он разве что над формой, усеяв его аллюзиями, цитатами, изречениями из античных авторов. Но и это носит характер школярский и на качество стиля никак не влияет.

Гордер зациклился на одной мысли: "похоть", которую осуждает в себе Августин, равна "физической любви" вообще (спорное утверждение). Его бывшая возлюбленная Флория талдычит вариации одной и той же мысли: любовь между мужчиной и женщиной не грех, жизнь коротка, наслаждайся жизнью. Вот и все резюме тонкой повести норвежского писателя, который вообще-то способен и на создание действительно глубоких, мистических произведений ( Замок в Пиренеях ).

Истинное удовольствие утонченному читателю подарят разве что выдержки из "Исповеди" самого Августина. Как мелко и убого выглядит рядом этот насквозь современный текст, созданный Гордером! Зато он найдет отклик в умах аудитории - средней читательницы, работающей в офисе, которая дорожит европейскими ценностями и осуждает неравноправие полов. Все понятно, примитивно, под каждой политкорректной мыслью можно подписаться, и от этого поистине сводит зубы от скуки!

А вот Августин вызывающе несовременен, но находит отклик в душе человека, уставшего от всего наносного, от простых решений, от пропаганды (пусть даже хороших вещей), который ищет СВОЙ путь в жизни.

Насквозь коммерческая книга, очевидная и неглубокая. Даже посыл ее ложен. Мы не знаем, какие чувства связывали Августина и Флорию. Вполне возможно, что с его стороны это было именно физическое влечение, а не одухотворенное чувство. Разве так не бывает? С другой стороны, я вижу ловушку в том, что многие отцы церкви осуждали женский пол за то, что вызывает искушение у мужчины. Это как осуждать алкоголь или шоколад и не видеть проблемы в себе.

Но углубить тему у Гордера не получилось. Точнее, не стояло, видимо, такой задачи. Ведь плоские мысли хорошо усваиваются и отлично продаются.